Государственная и муниципальная собственность представляют собой так называемую «публичную собственность».
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (например, административным округам в городе федерального значения).
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти (федеральные или соответствующего субъекта РФ) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Положение Федеральном агентстве по управлению государственным имущество устанавливает, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Аналогичное правило предусматривает ст. 125 ГК РФ, а также положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для органов местного самоуправления в отношении осуществления имущественных и неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований.
Одним из основных способов реализации публичными образованиями права собственности на соответствующее имущество происходит посредством его передачи унитарным предприятиям, а также учреждениям. Однако современное гражданское законодательство закрепляет и такие формы управления государственной собственностью, как создание государственных корпораций, государственных компаний.
Средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют, соответственно, государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ либо муниципальную казну.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Однако в действующем законодательстве до сих пор отсутствует законодательный акт, посвященный этому вопросу.
Некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности в силу положений ст. 27 ЗК РФ, ст. 8 ЛК РФ, ст. 8 ВК РФ, ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 2 Федерального закона Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 5 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», ст. 7 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.
Вопрос о государственной и муниципальной собственности тесно связан с ответственностью публично-правовых образований. Так, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.
Юридические лица, созданные публично-правовыми-образованиями, не отвечают по их обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц только в исключительных случаях, предусмотренных законом. Например, при недостаточности у казенного учреждения денежных средств для покрытия своих долгов субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет его собственник (ст. 123.22 ГК РФ).
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, кроме случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст.127 ГК РФ).