Государства – основные субъекты международного права

1.Суверенитет

2.Территория

3.Публичная власть

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права.

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была сделана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими свойствами:

  • постоянное население,
  • определенная территория,
  • правительство,
  • способность вступать в отношения с другими государствами.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет ‒ фундамент всех основных прав государства.

В отличие от других субъектов международного права государство обладает общей правосубъектностью. Правосубъектность других участников международных правоотношений проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория ‒ неотъемлемое свойство государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств- участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Население. Аристотель отмечал, что «…тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитый в нравственном смысле человек и по своей природе только и жаждет войны». Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. народы являются субъектом права Аристотель. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Власть. Публичная власть ‒ один из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Каждое государство имеет право на независимость, а следовательно, на свободное осуществление, без диктата со стороны какого- либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления.

Каждое государство вправе осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов.

В обязанности каждого государства входит воздержание от использования войны в качестве орудия национальной политики и от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с международным правом и правопорядком.

Государство должно добросовестно выполнять свои обязательства, возникающие из договоров и других источников международно- го права, и не может ссылаться на положения своей конституции или своих законов как на оправдание невыполнения им этой обязанности.

Любое государство должно поддерживать свои отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен супрематии (верховенству) международного права. В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству: унитарные и федеративные.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает. Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом  определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права.

Помимо федерации история знает и другую форму сложного государственного объединения – конфедерацию, т. е. союз суверенных государств, объединившихся для достижения общих целей (например, взаимной обороны, внешних сношений и т. д.), которые определены в соглашении о ее создании. Конфедерация как таковая может наряду с государствами-членами выступать субъектом между- народного права, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию обязанность осуществлять определенные задачи в области международных отношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: