Функции налога и сбора являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи,
но в сравнительно более узких рамках.
Функции налога это направления правового воздействия норм налогового права на
общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Согласно ст. 17
НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог
становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует
забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого
возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов
комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные
отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е.
опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.
В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как
подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.).
В юридической и экономической науке выделяют следующие функции налога и сбора:
- фискальная,
- распределительная,
- поощрительная,
- контрольная,
- регулирующая.
Фискальная функция налога и сбора выражает перераспределение денежных средств в пользу
бюджета. Сущность фискальной функции заключается в формировании доходной части
государственного бюджета, обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность.
Адам Смит писал, что при системе естественной свободы на всяком правительстве лежит три
обязанности. Первая обязанность защищать общество от всякого насилия и нашествия со стороны
других независимых обществ. Вторая обязанность охранять по возможности каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, т.е. обязанность установить строгое правосудие. Наконец, третья обязанность устанавливать и содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам. Фискальная функция обеспечивает изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства.
Распределительная (социальная) функция налога и сбора выполняет социальное
предназначение и выражается в перераспределении общественных доходов между различными
категориями граждан от состоятельных граждан к малообеспеченным, что является гарантией
социальной стабильности в обществе. Таким образом, распределительная (социальная) функция налога и сбора реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. Происходит
перераспределение денежных средств в пользу социально незащищенных членов общества,
пользующихся льготами, скидками (некоторые категории граждан от выплаты налогов и сборов
освобождаются).
Поощрительная функция налога и сбора устанавливает определенные налоговые льготы для
отдельных категорий граждан (например, для военнослужащих, ветеранов труда и т.д.). Таким образом, государство поощряет определенные категории граждан за заслуги перед Родиной или по иным основаниям.
Контрольная функция налога и сбора путем налогообложения устанавливает контроль за
доходами налогоплательщиков. С помощью контрольной функции государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает прозрачность финансовых потоков.
Контрольная функция налогов является частной разновидностью охранительной функции
финансового права и налогового как его подотрасли. Одна из важных задач налогового контроля
проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в
осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов.
Регулирующая функция налога и сбора осуществляется за счет снижения ставок отдельных
налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования, в
отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.
Регулирующая функция налогов может оказывать влияние на развитие экономической, социальной и демографической политики государства. Будучи заинтересованной в поддержке отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз иностранных легковых автомобилей. В соответствии со ст. 219 НК РФ из общей суммы налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов, в том числе сумма доходов, перечисленная налогоплательщиком на благотворительные цели, сумма, уплаченная налогоплательщиком за свое обучение или обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, суммы, потраченные на лечение и приобретение медикаментов, и т.д.
Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства
через налоговый механизм. В отличие от фискальной регулирующая функция не возникла одновременно с появлением налогов. Она появилась после развития у государства социальной функции как специфический противовес безвозмездному изъятию налогов.
Регулирующая функция налога и сбора способствует тому, чтобы государство создавало более
или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые
приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги и
сборы способны влиять на доходы частных субъектов (как физических, так и юридических лиц),
уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.
Таким образом, все функции налога и сбора действуют в единой системе, они взаимосвязаны,
взаимодействуют, отражая специфику финансово-правового воздействия на налоговую сферу.