Можно выделить пять функций государственного регулирования сельского хозяйства.
Первая важная функция государственного регулирования состоит в том, чтобы создать устойчивую систему продовольственного обеспечения страны на основе формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, их достаточных резервов для государственных нужд, стабилизационных продовольственных фондов для сохранения здоровой окружающей среды и повышения качества жизни российских граждан.
Речь идет о самообеспечении страны продовольствием, так как Россия и до реформы потребляла значительное количество продовольствия, ввозимого, как из республик бывшего Союза ССР, так и из-за границы. В настоящее время объем импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья по сравнению с 1990 г. вырос в несколько раз.
Проблемы импортозамещения как необходимого условия обеспечения продовольственной безопасности России, Украины, Казахстана, Белоруссии неоднократно поднимались на Международных конференциях государств – членов ЕврАзЭС.
В настоящее время некоторые попытки решить вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности страны, предприняты Указом Президента РФ № 120 от 30 января 2010 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», выделившим в качестве основной цели государственного регулирования сельским хозяйством обеспечение населения российскими продовольственными товарами.
Этим вызвана необходимость усиления и расширения публично-правовых форм государственного регулирования продовольственного рынка, связанных, прежде всего, с реализацией права российских граждан на полноценное питание.
Данное право, как известно, ранее было закреплено п. 1 ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «Каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояний его самого и семьи…».
Применение в России норм п. 1 ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека о праве человека и гражданина на Декларации прав человека о праве человека и гражданина на полноценное питание обеспечивается нормами различной отраслевой принадлежности.
Важная роль в реализации этого права принадлежит, прежде всего, положениям части 1 ст. 7 Конституции РФ, которая рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя, отражая тем самым новую возросшую роль государства в материальной обеспеченности беднейших слоев населения базовыми продуктами питания на уровне стандартов современного развитого общества.
Федеральный закон от 31 марта 2006 г. «О продовольственной корзине в целом по Российской Федерации» уточнил рекомендуемые размеры потребления продуктов питания для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) на предстоящий пятилетний период уточнения. Однако минимальный набор продуктов, предложенный данным законом, непристойно далек от физиологических потребностей россиян.
Государство должно противодействовать деятельности мощных продовольственных компаний, которые создают искусственный продовольственный дефицит, нарушают договорные обязательства, взвинчивают цены на продовольствие.
Тревожным сигналом в связи с этим является повсеместное повышение цен на основные продукты питания (муку, хлеб, мясо, молоко) в августе 2010 года, которое является следствием не только негативного влияния засухи и массовых неурожаев, но и спекулятивных действий многих участников торгового рынка.
Основная вина за рост цен на продовольственном рынке, по мнению экспертов, ложится не на сельскохозяйственных товаропроизводителей, а на торговые сети. Если в странах ЕС наценка риэлтеров составляет 8-12%,то в России она порой достигает от 30% до 300%.
Вторая функция государственного регулирования сельского хозяйства связана с созданием рыночной производственной инфраструктуры на селе. Речь идет о формировании и функционировании федеральных и региональных продовольственных рынков.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ о 14 июля 2007 г. № 446 (далее Государственная программа) особо выделены специальные правила регулирования рынка зерна, мяса, сахара.
Для этого используются инструменты наблюдения за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, поддерживается паритет индексов таких цен (тарифов), закрепляется комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.
Третья функция государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, что для формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство проводит закупочные интервенции в форме закупок и залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.
Аграрное законодательство предусматривает также торговые интервенции в форме их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.
Легализация государственных закупочных интервенций получила отражение в ст. 14 ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства», который создает правовую основу для осуществления государственных закупочных интервенций, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию опускаются ниже уровня, установленного для проведения закупочных интервенций.
Не менее важно положение о правилах осуществления государственных товарных интервенциях, которые проводятся в случае недостатка на рынке сельскохозяйственной продукции и роста рыночных цен сверх максимальных расчетных цен.
Четвертая функция государственного регулирования сельского хозяйства связана с ориентацией законодательства на повышение качества жизни сельского населения, повышение роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, создании материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения.
На практике до сих пор остаются незащищенными социальные права сельского населения. Проявления бедности особенно очевидны в районах с так называемым депрессивным характером экономики, расположенных вдали от региональных центров и в неблагоприятных экономических условиях. Вызывает тревогу возрастание смертности на селе, депопуляция в 64 регионах страны, деградация качественного потенциала рабочей силы, снижение ее общеобразовательного и квалификационного уровня.
«Для большинства сельских административных районов характерна низкая (до пяти человек на 1 кв. км) и нижайшая (до одного человека на 1 кв. км) плотность населения, что увеличивает по обоснованному мнению академика А.В. Петрикова, геополитические риски».
Важнейшим направлением устойчивого развития сельских территорий является улучшение демографической ситуации и повышение трудообеспеченности в депрессивных регионах.
Проект Концепции социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года предлагает решать эти проблемы в рамках федеральной и региональной целевых программ, которыми должны быть определены меры, направленные на переселение и привлечение рабочих кадров, специалистов из городов и других субъектов Российской Федерации, стран СНГ для сельскохозяйственной деятельности и работы в сфере социальных услуг (образование, здравоохранение и др.).
«Расходы предприятий и организаций АПК на обустройство семей , переселяющихся в такие регионы, могут покрываться за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации и предусмотренных в федеральном бюджете».
Пятая функция государственного регулирования сельского хозяйства выполняется путем решения конкретных задач в области охраны окружающей среды и природопользования (экологическая).
Это нашло отражение в Федеральном Законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», в котором выделена специальная глава УП «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».
Закон определяет эти требования как меру экологически допустимого поведения предпринимателя. Закон ужесточает требования к хозяйственной деятельности предприятий и признает недостаточным, как ранее, выдачу разрешений и лицензий на природопользование.
В ст.31 закрепляется требование об экологической сертификации, регистрации источников загрязнения, об отчетности предприятий, об организации производственного контроля.
В законе закрепляются новые повышенные требования к сельскохозяйственной деятельности, которая является постоянным и мощным источником загрязнения, особенно почв и вод.
В новом законе появилось новое требование: объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно- защитные зоны и очистные сооружения, которые должны исключать загрязнение почвы, воды, воздуха (ст.43).
Это означает, что при предоставлении земли для сельскохозяйственных целей часть земель должна отводиться для защитных зон, либо должны быть предоставлены дополнительные участки для санитарно-защитных зон.
Экологическая функция государства нашла свое закрепление в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который провозглашает в качестве одной из основных целей государственной аграрной политики сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства земельных угодий и их почвенного плодородия, водных ресурсов, объектов растительного и животного мира.
В ряду других важнейших проблем экологизации аграрного законодательства особо должны быть выделены проблемы организационно-правового обеспечения химической и биологической безопасности в агропромышленном комплексе,
стратегии сохранения почв как одного из приоритетов обеспечения устойчивого развития России,
экологического земледелия и выхода экологически чистой сельскохозяйственной продукции на мировые продовольственные рынки,
вопросы нормативно-правового обеспечения рыбохозяйственного комплекса и продовольственной безопасности России,
проблемы ландшафтного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения