Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Правотворческая инициатива граждан

Правотворческая инициатива граждан – это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая заключается во внесении инициативной группой граждан, обладающих активным избирательным правом, проекта муниципального правового акта по вопросам местного значения в орган местного самоуправления или должностному лицу органа местного самоуправления, рассмотрение которого для них является обязательным и по результатам рассмотрения которого должно быть принято официальное мотивированное решение в письменной форме и доведено до сведения всех членов инициативной группы граждан.

Согласно ст. 26 ФЗ № 131 с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. Рассмотрим особенности закрепления правотворческой инициативы граждан в муниципальных правовых актах. Так, согласно Решению Оренбургского городского Совета от 11 июня 2009 г. № 839 «Об утверждении Положения о реализации правотворческой инициативы граждан в городе Оренбурге» правотворческая инициатива граждан – это право граждан вносить в органы местного самоуправления города Оренбурга проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Право граждан на реализацию правотворческой инициативы не может зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств.

Реализация правотворческой инициативы осуществляется открыто и гласно. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.

Правовую основу правотворческой инициативы граждан в городе Оренбурге составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Оренбурга.

Предметом правотворческой инициативы граждан могут являться проекты муниципальных нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета и администрации города Оренбурга.

Не могут вноситься в порядке реализации правотворческой инициативы проекты муниципальных правовых актов, предмет регулирования которых не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Указанный документ, кроме того, закрепляет:

  • порядок формирования инициативной группы для реализации правотворческой инициативы,
  • порядок сбора подписей в поддержку инициативы,
  • внесение правотворческой инициативы граждан в органы местного самоуправления города Оренбурга,
  • порядок проверки представленных документов для реализации правотворческой инициативы,
  • процедуру рассмотрения правотворческой инициативы граждан,
  • образцы документов (подписных листов). Необходимо отметить, что муниципальные правовые акты в вопросе регламентации процедуры реализации правотворческой инициативы граждан, в каждом муниципальном образовании абсолютно различны и зачастую не достаточно полно отражают процедуру реализации правотворческой инициативы граждан, ее важнейшие аспекты остаются за рамками внимания муниципальных правотворцев. Так далеко не во всех муниципальных правовых актах перечисляются возможные решения по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативе граждан, которыми могут быть, например:
  • о принятии проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, к рассмотрению,
  • о возвращении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, на доработку,
  • о возвращении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы без рассмотрения.

В связи с разрозненностью муниципальных правовых актов и неоднозначностью толкования федерального законодательства часто среди ученых обсуждается идея принятия Федерального закона «О правотворческой инициативе граждан Российской Федерации» (см., например: В.В. Комарова, Л.А. Нудненко).

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется:

  • непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан,
  • посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома,
  • многоквартирный жилой дом,
  • группа жилых домов,
  • жилой микрорайон,
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением,
  • иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

  • установление структуры органов территориального общественного самоуправления,
  • принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений,
  • избрание органов территориального общественного самоуправления,
  • определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления,
  • утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении,
  • рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

  • представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории,
  • обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан,
  • могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета,
  • вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению

    этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

  • территория, на которой оно осуществляется,
  • цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления,
  • порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления,
  • порядок принятия решений,
  • порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами,
  • порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Публичные слушания

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами,
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении,
  • проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки,
  • вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Собрание граждан

Собрания граждан проводятся в целях:

  • обсуждения вопросов местного значения,
  • информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
  • осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Инициатива проведения собраний граждан принадлежит:

  • населению,
  • представительному органу муниципального образования,
  • главе муниципального образования,
  • территориальному общественному самоуправлению (ТОС) по вопросам, предусмотренным уставом ТОС.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законодательством, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов)

В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Так, например, Решением Собрания депутатов Троицкого муниципального района Челябинской области от 30.03.2006 № 134 утверждено Положение «О конференции граждан в Троицком муниципальном районе». Данным правовым актом устанавливаются порядок созыва конференции граждан, порядок подготовки и проведения конференции граждан, а так же регулируются вопросы принятия и реализации решений конференции граждан.

В целях организационного обеспечения подготовки и проведения конференции граждан органы местного самоуправления Троицкого муниципального района Челябинской области:

  • через средства массовой информации оповещают население об инициативе проведения конференции граждан,
  • устанавливают перечень мероприятий и лиц, ответственных за их исполнение,
  • обеспечивают составление списка участников конференции и их регистрацию, а также решение других организационных вопросов, связанных с подготовкой и проведением конференции граждан. Конференция граждан района формируется путем представительства по норме один делегат от ста (100) жителей, обладающих избирательным правом.

Проведение конференции граждан назначается в удобное для большинства участников конференции время.

О месте, дате и времени проведения конференции граждан ее участники должны быть оповещены не менее чем за 7 дней до дня проведения конференции граждан.

Перед началом конференции граждан ее организаторами проводится регистрация участников конференции граждан и выдается временное удостоверение (мандат) участника конференции граждан.

На время работы конференции граждан открытым голосованием простым большинством голосов избираются председатель (председательствующий) и секретарь конференции граждан. Конференция граждан признается правомочной, если в ее работе принимают участие более 50 процентов избранных делегатов конференции граждан.

Решения конференции граждан принимаются открытым голосованием. Каждый делегат конференции имеет право решающего голоса.

Решение конференции граждан считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов от числа зарегистрированных делегатов конференции граждан.

Решения конференции граждан не могут нарушать имущественные права граждан, юридических лиц, а также затрагивать интересы граждан, не проживающих на соответствующей территории.

Решения конференции граждан подлежат опубликованию (обнародованию).

Принятые конференцией граждан решения являются основанием для принятия соответствующего постановления Главы района или нормативного правового акта органа местного самоуправления района о реализации решений, принятых конференцией граждан.

Решения конференции граждан носят рекомендательный характер.

Решения конференции граждан рассматриваются органами местного самоуправления района в месячный срок со дня их поступления.

По истечении 30 дней издается соответствующее постановление Главы или решение Собрания депутатов района, либо в средствах массовой информации публикуется мотивированное решение органа местного самоуправления района, принятое по итогам рассмотрения решения конференции граждан. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Опрос граждан

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Опрос граждан проводится по инициативе:

  • представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования по вопросам местного значения,
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

  • дата и сроки проведения опроса,
  • формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса,
  • методика проведения опроса,
  • форма опросного листа,
  • минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

  • за счет средств местного бюджета при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления,
  • за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Обращения граждан в органы местного самоуправления

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В указанном федеральном законе обозначены основные принципы реализации права на обращения граждан:

  • граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно,
  • осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц,
  • рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно,
  • запрет на преследование гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц,
  • недопущение при рассмотрении обращения разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Виды обращений граждан

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме,
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну,
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов,
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации,
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

    За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Срок рассмотрения обращения гражданина составляет 30 дней с момента его регистрации.

Другие формы непосредственного осуществления местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

ФЗ №131 закрепляет, что наряду с предусмотренными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

При этом, что отнести к «другим формам» нигде не поясняется. Следует согласиться с мнением С.А. Авакъяна, что, скорее всего это правило «на всякий случай» – вдруг на местах существуют или появятся какие-либо еще формы привлечения населения к осуществлению задач местного самоуправления, причем не претендующие на повсеместное распространение. Например, в некоторых городах практикуются так называемые городские форумы – объединения представителей предприятий, коммерческих субъектов, общественных объединений, чаще при главе муниципального образования, для периодического обсуждения общегородских проблем и выработки путей их решения с участием всех заинтересованных сторон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: