Опираясь на введенную законодателем в БК РФ (ст. 6) идею о том, что родовым понятием для институтов финансового права может выступать категория объема прав в денежном выражении, причем прав ценности, эта категория применима для соизмерения ценностей не только материального, но также и духовного и правового качества.
Поскольку конституционные институты и их действие могут влечь большую или меньшую ценность прав национального достояния, то и они сами обладают большей или меньшей финансово-правовой ценностью, сообразно большей или меньшей величине финансовой ценности, доставляемой юрисдикцией этих институтов национальному богатству, большему или меньшему объему финансовых правомочий, предоставляемых подъюрисдикционным публичным и частным лицам.
Понятие о финансах как объеме прав в денежном выражении можно расширить за границы по сути номиналистской, распространенной в научной и учебной литературе фондовой доктрины финансов. Эта доктрина представлена в большинстве авторитетных учебников. Она утверждает, на- пример, что «по своему материальному содержанию финансы государства и органов местного самоуправления представляют собой фонды денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств».
Фондовая доктрина финансов в финансовом праве методологически не завершена в своей разработке. К тому же ее представителями предпринимается попытка фундаментальные понятия права обосновать не в рамках права, а посредством понятий из других наук, в частности из экономической. Этим можно объяснить противоречивые формулировки, которые в ней встречаются при характеристике финансов. С представленной первой формулировкой соседствует вторая: «Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств».
Приведем развернутое определение понятия «финансы», которое сложилось в советский период и перешло в нынешний в отечественных науке о финансах и финансовом праве: «Финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества».
Главным парадоксом этого подхода является признание финансовыми отношениями лишь тех, которые совершаются с государственными денежными средствами (а также и со средствами местного самоуправления). Получается, что юридические лица, действующие за государственный счет и принадлежащие государству, таковы, что их денежные расчеты являются финансовыми, а вот юридические лица частного владения, увы, нет.
Их расчеты имеют денежный, но не финансовый характер. Возникает нарушение нормы Конституции РФ о равенстве частной и государственной форм собственности (ч. 2 ст. 8). Вопрос, имеют ли дело с финансами те акционерные общества, которые принадлежат государству лишь частично, владея некоторой долей акций, влечет еще большую логическую непоследовательность.
Финансы — это, действительно, сложный институт, его разные характеристики трудносоединимы в рамках одного понятия. Только последовательный правовой подход, состоящий в истолковании денег как знаков выражения, удостоверения, оплаты, обмена, обращения, накопления, реализации и контроля наличия мерных ликвидных прав ценности, а финансов как форм, правил и отношений создания, оплаты, обмена, обращения, накопления, реализации и контроля соблюдения прав мерной ценности, не обязательно ликвидных, позволяет согласовать различные характеристики финансов.
Из определений следует, что эти понятия различаются, но и пересекаются друг с другом, имеют общие смыслы и значения. Так, финансы, рассматриваемые как форма мерных ликвидных прав ценности, включают в свой состав деньги. Одновременно финансы, будучи мерными ликвидными правами ценности, являются отношениями между людьми. Если деньги — это средство и форма выражения, обращения и накопления мерных ликвидных прав ценности иных прав, в том числе прав собственности, то финансы, включая в себя деньги, также содержат в себе и правила, и отношения по созданию, обращению, обмену, накоплению и реализации этих прав ценности.
Другими словами, финансы понимаются как формы, правила и отношения создания, оплаты, обмена, обращения, накопления и реализации прав в денежном выражении в различных конкретных объемах. Этот подход вовсе не отменяет и не противоречит распространенной в отечественном финансовом праве фондовой доктрине финансов. Он поглощает ее, включая в себя в качестве частного случая и частного значения этого понятия.
Он предусматривает возможность дифференциации правового регулирования форм, правил и отношений создания, оплаты, обмена, обращения, накопления и реализации прав в денежном выражении в зависимости от конкретных объемов прав ценности в денежном выражении. Это может быть особое регулирование для налогообложения крупных налогоплательщиков, крупных сделок, малых доходов и доходов малого бизнеса, доходов начинающегося бизнеса. Возможность выполнения подобного рода спецификации должна предусматриваться определением каждого понятия в правовой науке.
Фондовая доктрина финансов зиждется на экономическом смысле денег и финансов. Следование правовому методу влечет формулирование определения понятия финансов как формы, правил и отношений осуществления прав мерной ценности или прав в денежной форме. Так же она отличается от фондовой доктрины финансов, которая признает исключительно государственные финансы, финансы муниципальных образований и государственных предприятий, организаций и учреждений. Это правовая доктрина финансов, или, иначе, доктрина финансов как создаваемых, обращающихся и учитываемых прав в денежной форме, т.е. прав ценности, распространяет финансовое право за пределы исключительно публичного права.
Финансовое право истолковывается как право, соединяющее между со- бой право публичное и право частное и поэтому являющееся третьей отраслью права к этим двум. Если следовать понятиям публичного права как права отношений реализации публичных интересов и общего блага, а частного права как права отношений реализации частных интересов и частного блага, то такие, казалось бы, сугубо публичные отрасли финансового права, как налоговое и бюджетное, не могут обойтись при формулировании и совершенствовании своих норм без учета частных интересов и защиты частного блага. Равным образом, банковское право и право финансовых рынков не могут избежать учета публичных интересов и нужд защиты общего блага.
Сложность и комплексность финансового права состоит именно в том, что при регулировании в сфере одной из двух отраслей необходимо учитывать реализацию интересов лиц, действующих в двойственной к ней отрасли, при регулировании одного института необходимо защищать также интересы и права лиц, действующих в институтах, смежных с данным. Особенность финансового права в том, что в нем невозможно избирательно защищать права лиц, действующих под юрисдикцией одних институтов, одной из отраслей права и пренебрегать интересами лиц, состоящих под юрисдикцией иных институтов и отрасли, двойственной к данной.
В этой особенности финансового права — причина его целостности как отрасли права и самостояния его относительно группы двойственных отраслей — публичного и частного права. Если же при регулировании каких-либо финансово-правовых отношений происходит пренебрежение институционными интересами двойственной отрасли права, то всегда оказывается, что страдают также интересы защиты и реализации прав лиц, действующих в юрисдикции самой регулируемой отрасли.