Фиксация результата из ст. 186 УПК РФ подразумевается составлением протокола об осмотре фонограммы и её прослушиванием.
И так, для того чтобы разобраться в части протокола об осмотре фонограммы, нужно выяснить, что такое фонограмма в тот период человечества, когда быстром темпом развивается наука и техника. Фонограмма – запись, сохранённая на звуковом носителе, притом, что звуковой носитель служит для хранения звука с целью последующего воспроизведения.
Различают следующие звуковые носители:
Аналоговые:
- механическая звукозапись
- цилиндр фонографа
- грампластинка
- диск Эдисона
- грампластинка 78 об/мин
- грампластинка 45 об/мин
- виниловая грампластинка (33. об/мин)
- стальная проволока
- аналоговая магнитная лента
- магнитная лента на катушках
- четырёхдорожечная кассета
- восьмидорожечная кассета
Play Tape (миниатюрные двухдорожечные магнитные ленты):
- компакт-кассета
- микрокассета
Цифровые носители:
- DAT (англ. Digital audio tape)
- DCC (англ. Digital compact cassette, цифровая компакт-кассета)
- компакт-диск (CD)
- минидиск (MD)
- аудио форматы файлов (MP3, Ogg Vorbis и т. п.)
- любое запоминающее устройство, например, карты флэш-памяти (Compact Flash, Memory Stick, SD, MMC, xD и т. п.)
- DVD-Audio (DVD-A)
- SACD (Super audio compact disc, супер аудио компакт-диск)
Поэтому при осмотре нужно обращать внимание на индивидуальные признаки и общее состояние материалов звукозаписи, технические параметры. Прежде всего, осматриваются коробки и футляры для хранения звуковых носителей, указывать материалы, из которых они изготовлены, форма, размеры, цвет, степень изношенности, наличие надписей, их содержание и расположение, способ нанесения.
Сколь бы подробным ни было описание внешнего вида звукового носителя, оно не раскроет содержания фонограммы, что возможно только при прослушивании. Прослушивание фонограммы должно производиться одновременно с внешним осмотром с фиксацией результатов в едином процессуальном документе — протоколе осмотра и прослушивания фонограммы.
Так вот, участники осмотра приступают к прослушиванию фонограммы. Закон (ч. 7 ст. 186 УПК РФ) не требует от следователя дословного отражения всей аудиоинформации в тексте протокола. В протоколе указывается лишь одна или несколько первых фраз, а также дословное изложение той части фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к рас- следуемому событию. Также необходимо указать общую продолжительность аудиозаписи, а также фразы, которыми заканчивается фонограмма.
Следует отметить, что данное следственное действие производится с участием понятых и, при необходимости, специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.
Надо иметь в виду, что вещественное доказательство фонограмма, полученная следователем в процессе контроля и записи переговоров, при расследовании подлежит проверке и оценке по правилам гл. 11 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности. Лишь при соблюдении этих требований она может быть включена следователем в обвинительное заключение в качестве одного из доказательств, подтверждающих событие преступления, виновность обвиняемых и другие подлежащие доказыванию обстоятельства.
Наряду с этим результаты данного следственного действия могут быть использованы как основание для возбуждения нового уголовного дела, например, по факту насильственных действий в отношении потерпевшего и других лиц, уничтожения их имущества и проч., для производства дополнительных следственных действий: осмотров, обысков, допросов свидетелей и др.
Прокурорский надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с прослушиванием телефонных переговоров и снятием информации с технических каналов связи, осуществляют уполномоченные прокуроры с соблюдением требований приказа Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Используя предоставленные законом права, уполномоченный прокурор должен организовать свою работу так, чтобы своевременно получать информацию о каждом случае проведения поднадзорными оперативно-розыскными подразделениями упомянутых оперативно-розыскных мероприятий и держать их вплоть до завершения под контролем.
Путем ознакомления с подлинными оперативно-служебными документами, опроса должностных лиц оперативно-розыскных подразделений, использования иных своих полномочий прокурор проверяет соблюдение предписаний ст. 8 Федерального закона об ОРД о порядке и сроках проведения ОРМ, наличии соответствующих постановлений начальника органа, осуществляющего ОРД, судьи, уведомления суда о начатом без его согласия прослушивании и проч. В случае возбуждения уголовного дела особого внимания прокурора требует наряду с этим своевременность и полнота представления результатов ОРМ, включая подлинные фонограммы и бумажные носители записи переговоров, следователю.
Прокурорам необходимо принимать строгие меры реагирования на нарушения закона, связанные со складывающейся в последние годы практикой ограниченного информирования следователей о результатах ОРД по находящимся в их производстве уголовным делам. В ходе опросов следователей выяснилось, что представление им результатов ОРМ, в том числе прослушивания телефонных переговоров, как правило, осуществляется без передачи подлинных документов и носителей записи – лишь в виде справокмеморандумов, к тому же далеко не по всем делам. Только четвертой части следователей представлялись постановления начальников органов, осуществляющих ОРД, о возбуждении перед судом ходатайств по поводу прослушивания телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий, требующих решения суда, примерно трети соответствующие постановления судей.
Необходимо иметь в виду, что и прокурор, и следователь вправе поручить органу дознания производство следственного действия, заключающегося в контроле и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ). Однако при даче указаний и поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий они не могут требовать от органов, осуществляющих ОРД, проведения конкретного
ОРМ, в том числе прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи. В адресованных этим органам указаниях прокурора и поручении следователя ставится задача, которую они должны решить силами и средствами оперативно-розыскной деятельности: установить лицо, совершившее преступление, место его нахождения и проч. Там же могут быть высказаны предложения о проведении конкретных ОРМ с обоснованием, вытекающим из материалов уголовного дела. Для органа, осуществляющего ОРД, данные предложения носят рекомендательный характер. Выбор вида оперативно-розыскных мероприятий для решения поставленной задачи по закону принадлежит им.
Актами прокурорского реагирования на нарушения закона органами, осуществляющими ОРД, при прослушивании переговоров, снятии информации с технических каналов связи и проведении других ОРМ являются:
- протест на незаконное и необоснованное постановление либо иной правовой акт,
- представление об устранении нарушений закона и их причин, о принятии мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам,
- возбуждение при наличии достаточных оснований уголовного дела в отношении должностных лиц органа, осуществляющего ОРД, и лиц, содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Надзор за исполнением требований закона при производстве контроля и записи переговоров в порядке ст. 186 УПК РФ возлагается на прокурора, осуществляющего надзор по уголовному делу. Как и в предыдущем случае, со стороны прокурора здесь требуется постоянный контроль за законностью действий и решений соответствующего должностного лица, в данном случае следователя, с тем чтобы иметь возможность предупредить либо своевременно выявить и устранить незаконное и необоснованное ограничение конституционного права гражданина на тайну телефонных и иных переговоров, обеспечить эффективное использование результатов ОРД при производстве следственных действий и в доказывании по уголовным делам.
Говоря об использовании записи переговоров в доказывании, можно выделить несколько моментов:
Во-первых, в связи с тем, что законодатель допускает в качестве доказательств и вещественные доказательства, и протоколы следственных действий, то по отношению к контролю и записи переговоров, получается, действует двойной эффект, т.е. в качестве доказательств выступает сам протокол осмотра и прослушивания переговоров и по ч. 8 ст. 186 УПК РФ сама фонограмма в качестве вещественного доказательства.
Во-вторых, современные компьютерные технологии позволяют редактировать и осуществлять иные действия, направленные на изменения содержания аудиозаписи, выполненной в цифровом формате. Поэтому указанное обстоятельство серьезно затрудняет проверку допустимости использования данных сведений в качестве источника доказательства.