Являясь правоохранительным органом, таможенная служба РФ имеет главной задачей защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесённых к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ. ФТС в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ2, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, таможенным законодательством Таможенного союза, нормативными актами Центрального банка РФ, а также Положением о Федеральной таможенной службе.
ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.
- На основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров РФ, таможенного законодательства Таможенного союза принимает нормативные правовые акты, определяющие:
- порядок списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежной к взысканию такой задолженности,
- форму и порядок заполнения решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке,
- формы свидетельств о включении в реестр таможенных представителей, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр уполномоченных экономических операторов и порядок их заполнения,
- порядок осуществления таможенными органами действий по включению юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, реестр уполномоченных экономических операторов, исключению их из данных реестров, внесению изменений в такие реестры, приостановлению и возобновлению деятельности указанных лиц,
- формы реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела,
форму и порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, - форму реестра уполномоченных экономических операторов,
- порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности,
- порядок и формы декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ,
- формы и правила заполнения декларации таможенной стоимости товаров, ввозимых в РФ, при определении таможенной стоимости товаров,
- форму разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества, а также порядок его выдачи и аннулирования,
- условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах, включая требования предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов,
форму требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения, - форму и порядок заполнения акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей,
- форму постановления о наложении ареста на имущество плательщика таможенных пошлин, налогов,
- форму постановления об отмене ареста имущества плательщика таможенных пошлин, налогов,
- перечень дел оперативного учёта таможенных органов и порядок их ведения,
- порядок обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих таможенным органам,
порядок ведения специальной таможенной статистики, - упрощенный порядок декларирования незаконно ввезённых товаров,
- порядок регистрации пассажирской таможенной декларации,
- порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд,
- порядок ношения форменной одежы должностными лицами таможенных органов,
иные вопросы, относящиеся к компетенции Службы, если такие вопросы предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, решениями органов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, а также на основании нормативных актов Центрального банка РФ.
ФТС осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности:
- за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов,
- обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ,
- обеспечивает на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза,
- осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета,
- контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, принимает меры по их принудительному взысканию,
обеспечивает единообразное применение таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, - заключает международные договоры РФ межведомственного характера в сфере таможенного дела,
- проводит неотложные следственные действия и осуществляет предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, отнесённым законодательством РФ к компетенции таможенных органов,
- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесённых законодательством РФ к компетенции таможенных органов,
- осуществляет противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, а также организациях, находящихся в ведении Службы,
- осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности,
- организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решений и направление заявителям ответов,
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, решениями органов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, а также на основании нормативных актов Центрального банка РФ.
Федеральная таможенная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в порядке, определённом Правительством РФ,
- создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определённых видов товаров,
- определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определённых таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов,
- организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов,
- получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций,
- взаимодействовать со средствами массовой информации и выступать их учредителем,
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности, - издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС несёт персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности. Заместители руководителя ФТС назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя ФТС.
Заместитель руководителя ФТС, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, подотчётен руководителю ФТС, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений. Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. Таможенное дело в РФ представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.
Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы РФ. Таможенная территория включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской экономической зоне России. На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, которые рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории государства.
Таким образом, таможенную границу, на которой таможенные органы осуществляют свои правоохранительные функции, составляют пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
В систему таможенных органов входят:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела,
региональные таможенные управления, - таможни,
- таможенные посты.
Сюда относятся и таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации (вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные), подведомственные ФТС России, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов.
В ФТС России образуется коллегия (совещательный орган) в составе Председателя и заместителей Председателя ФТС России, а также других руководящих работников ФТС. Структурные подразделения ФТС России – отделы и управления – организованы по функциональному принципу. Они выполняют одну или несколько родственных по содержанию функций (направлений деятельности) федеральной службы.
Кадровая политика непосредственно осуществляется Управлением кадров и учебных заведений. Административно-хозяйственное и социальное обеспечение осуществляют подразделения капитального строительства, эксплуатации таможенных объектов, материально-технического снабжения, социального развития. Региональные таможенные управления являются промежуточными звеньями в таможенной системе между центральным органом, каковым является ФТС, и местными таможенными учреждениями.
В их числе можно назвать Северо-Западное региональное таможенное управление (с местом дислокации в Санкт-Петербурге), Дальневосточное (Владивосток) и др. Зона деятельности каждого такого управления определяется ФТС России и включает несколько административно-территориальных образований. Все таможни, таможенные посты и другие учреждения системы ФТС, расположенные в границах региона, находятся в оперативном подчинении соответствующего управления.
Задачи и функции управлений совпадают с задачами и функциями ФТС. Однако они имеют и непосредственные функции: финансирование, проведение кадровой политики в регионе, взаимодействие с местными органами, иными правоохранительными органами, банками, коммерческими структурами, участниками внешнеэкономических связей.
Таможня – государственный орган, через который ввозятся в страну и вывозятся с её территории все импортируемые и экспортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Различают также таможню места назначения и таможню места отправления.
Таможенный пост – подразделение таможни РФ, уполномоченное в полном объёме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определённом пункте или на конкретной территории, в отличие от таможни не обладает правом юридического лица.
Таможни и таможенные посты образуются, как правило, в пограничных пунктах, морских, речных и аэропортах, через которые происходит передвижение товаров и транспортных средств. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами.
Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
В случае выявления фактов таких преступлений они обязаны возбудить уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступлений и обнаружению лиц, их совершивших. Затем уголовное дело должно быть передано по подследственности.
Таможенные органы наделены также правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (в соответствии с ФЗ «Об ОРД») в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов.
Оперативно-розыскную работу таможенные органы проводят также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств (в соответствии с международными договорами России по таможенным вопросам).
Порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов регулируются ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». В соответствии с ним служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.
Ст. 6 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» предусмотрено, что сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Надзор за соблюдением законодательства РФ о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры.