ГК РФ закреплены нормы, предназначенные для регулирования однородных имущественных и организационных отношений, в частности:
а) о кредитном договоре, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить частные денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ),
б) о товарном кредите, предусматривающем обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст.822 ГК РФ), в) о коммерческом кредите в виде предоставления отсрочки, рассрочки платежа, предварительной оплаты товара (работы, услуги) либо выдачи аванса (ст.823 ГК РФ).
Как отмечается в печати, распределение горюче-смазочных материалов (ГСМ) по предоставляемым сельскохозяйственным товаропроизводителям товарным кредитам в 1997-1998 годах осуществлялось без должного правового механизма, обеспечивающего доступ всех заинтересованных субъектов к информации о направлениях использования ресурсов.
Введение товарного кредита сопровождалось определенными злоупотреблениями со стороны монополистов нефтяных компаний, которые были «закреплены» за определенными регионами.
Это позволило им завышать цены на горюче-смазочные материалы, поставляемые селу. Поставки ГСМ в кредит были обусловлены встречными поставками сельскохозяйственной продукции в региональные продовольственные фонды, что привело к «бартеризации» на сельскохозяйственных рынках.
Из содержания, например, ст. 822 ГК РФ следует, что в договоре товарного кредита должны указываться вещи, определяемые родовыми признаками. Итак, объектом правоотношений по гражданско-правовому договору товарного кредита являются вещи, принадлежащие частным лицам, но не средства федерального или региональных бюджетов.
Таким образом, договорные правоотношения по предоставлению товарных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям не «вписываются» в гражданско-правовую схему: «кредитор – вещь заемщик».
По составу участников, объекту правоотношений, императивным методам воздействия Минсельхоза России на участвующих субъектов «товарный кредит в АПК»- особая форма договорного обязательства по товарному кредитованию сельском хозяйстве, которая регулируется гражданско-правовыми и административно-правовыми нормами.
С 2000 по 2005 годы в АПК применялись различные формы кредитования и субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Договор как средство финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственного производства применялся в следующих основных формах:
1) соглашения о реструктуризации долгов сельскохозяйственного товаропроизводителя и его кредиторами,
2) соглашения между Минфином России и ОАО «Россельхозбанк», посредством которого обеспечивалось исполнение требований Минфина к получателям бюджетных кредитов об их возврате,
3) коммерческое кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств кредитных организаций с последующей компенсацией части затрат посредством предоставления им федеральных субсидий,
4) договоры бюджетной ссуды между Минфином России и субъектами федерации,
5) договоры между Минфином России и Федеральным агентством по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе о предоставлении субвенций для финансирования мероприятий по проведению государственных закупочных интервенций в отношении продовольственного зерна.
С 2006 года правила кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» было поручено разрабатывать Россельхозбанку.
ОАО «Россельхозбанк» ежегодно уточняет условия кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Обычно согласно Условиям кредиты предоставляются гражданам РФ в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита наступает до достижения ими возраста 65 лет:
жителям сельской местности,
гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (ЛПХ),
гражданам, занятым в агропромышленном комплексе, учителям, врачам, зоотехникам, ветеринарам и др. на территории сельского населенного пункта вне зависимости от места регистрации,
сотрудникам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ органов).
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г., были конкретизированы цели предоставления кредита гражданам, ведущим ЛПХ.
Так, кредиты на срок до 2 лет предоставляются владельцам ЛПХ на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ,
материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство.
Среднесрочные кредиты на срок до 5 лет могли использоваться гражданами, ведущими ЛПХ, на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящихавтомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции,
на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство.
Кредиты на небольшую сумму, определяемые банком, могли предоставляться гражданам, ведущим ЛПХ без обеспечения. Кредиты в сумме от 30 до 150 тыс. рублей (или эквивалента этой суммы в иностранной валюте) включительно предоставлялись под поручительство 1-го физического лица,
в сумме от 150 до 300 тыс. рублей (или эквивалента этой суммы в иностранной валюте) включительно предоставлялись под поручительства 2-х физических лиц. При отсутствии поручителей – физических лиц в обеспечение по кредитам может быть принято: залог будущего урожая (обязательное страхование), животные, движимое и недвижимое имущество,
поручительство юридического лица.
В целях расширения кредитной поддержки аграриев и увеличения производства сельскохозяйственной продукции ОАО Россельхозбанк ежегодно упрощает условия предоставления кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям и владельцам ЛПХна сезонные полевые работы, в частности, понижает процентные ставки, а также упрощает ограничения по залоговой базе.
Так, с 2012 года на период сезонных полевых работ сельхозпроизводители могли предоставлять в залог будущий урожай, при этом всех видов сельхозкультур без ограничений. Максимальная сумма кредита обычно составляла до 100 процентов его залоговой стоимости. Ранее этот коэффициент равнялся 60 процентам.
Решение о предоставлении кредита Россельхозбанком обычно принимается в течение четырех –пяти рабочих дней с момента получения от заемщика пакета необходимых документов, перечень которых также сократился. Заемщики с положительной кредитной историей могут просить отсрочки для предоставления документов в банк до 30 календарных дней.
Региональные нормативные акты определяют: условия субсидирования части банковской процентной ставки за счет средств бюджета, права и обязанности участников конкурса, требования к оформлению документов, касающихся уплаты части банковской процентной ставки из краевого бюджета, основные требования к документам, представляемым организациями для участия в конкурсе, процедуру их рассмотрения.
В регионах были разработаны свои формы образцов договоров. Так, Главное управление сельского хозяйства администрации Алтайского края и «Предприятие» заключали соглашения о предоставлении заемщикам бюджетных средств, выделяемых из краевого бюджета, согласно Краевого закона от 23 декабря 2005 года № 130-ЗС “О краевом бюджете на 2006 год”, краевой программы «Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края на 2005-2007 годы», утвержденной законом Алтайского края от 14.03.2005 года № 16-ЗС.
Средства перечислялись на расчетный счет ссудополучателя по мере их выделения Комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике. Для этого ссудозаемщик не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлял Управлению справки-расчеты и другие документы, необходимые для выделения бюджетных средств, свой план производственно-финансовой деятельности.
Бюджетные ассигнования, использованные не по целевому назначению, возвращались в бюджет края.
В случае если заемщик привлек кредит в иностранной валюте, субсидии предоставлялись исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты процентов по кредиту.
При расчете размера субсидий предельная процентная ставка по кредиту, привлеченному в иностранной валюте, устанавливалась в размере до 12 процентов годовых.
Размер субсидий, предоставленных заемщику на уплату процентов по отдельному кредиту, не должен был превышать фактические расходы заемщика на уплату процентов по этому кредиту.
Юридический анализ договоров и соглашений, заключаемых в рассматриваемой сфере, свидетельствует, что в процессе их заключения сторонами учитываются не только нормы ГК РФ о договоре кредита, но, прежде всего, императивные и диспозитивные нормы Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), нормы специальных актов Правительства РФ и корпоративных актов Россельхозбанка, а также стандартных форм договоров на предоставление кредитов различным субъектам аграрного права.