В ст. 6 БК РФ государственная (муниципальная) гарантия определяется как вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Следует заметить, что вопрос о правовой природе гарантий, выданных публично-правовыми образованиями, явился предметом отдельного рас- смотрения Пленума ВАС РФ.
Государственная (муниципальная) гарантия, согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О не- которых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», представляет собой не поименованный в гл. 23 ГК РФ «Обеспечение исполнения обязательств» способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ).
К правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу п. 2 ст. 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
БК РФ регламентировано, что государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:
- надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства),
- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.
При этом указанная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Закон устанавливает обязательность письменной формы указанной гарантии, несоблюдение которой влечет ее недействительность (ничтожность).
При этом государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обе- спеченному им обязательству принципала. Состав и содержание государственной (муниципальной) гарантии закреплены в п. 5 ст. 115 БК РФ.
Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется ее условиями. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.
С 1 января 2008 г. порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий регламентированы новой ст. 115.2 БК РФ. Предоставление названных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта РФ, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии:
- проведения анализа финансового состояния принципала,
- предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект РФ) соответствующего требованиям ст. 93.2 БК РФ и гражданского законодательства РФ обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии,
- отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.
Впервые в БК РФ установлено правило, являющееся основой для обеспечения материальных прав участников договора о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии в случае их возможного нарушения. Так, п. 4 ст. 115.2 БК РФ закреплено, что федеральным законом, за- коном субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий (Российской Федерации, субъекта РФ), муниципальных гарантий.
Решение о предоставлении государственных гарантий РФ принимается в форме акта Правительства РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В данном акте Правительства РФ должны быть указаны: лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия РФ, предел обязательств по данной гарантии, а также ее основные условия (ст. 116 БК РФ).
Сами договоры от имени Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий РФ, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) заключает Минфин России (в соответствии с актом Правительства РФ). Он же выдает государственные гарантии РФ.
Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ, включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства, а общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, — в состав внешнего долга РФ как вид долгового обязательства.
Предоставление и исполнение государственной гарантии РФ подлежит отражению в Государственной долговой книге РФ. На Минфин России возложена задача по учету выданных государственных гарантий РФ, а также по учету сокращения госдолга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями РФ, и в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям РФ.
Приказом Минфина России от 31.07.2003 № 233 утверждены типовые формы Государственной гарантии Российской Федерации и Договора о предоставлении Государственной гарантии Российской Федерации по заимствованиям юридических лиц. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
- наименование гаранта (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта,
- обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия,
- объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии,
- определение гарантийного случая, наименование принципала,
- безотзывность гарантии или условия ее отзыва,
- основания для выдачи гарантии, вступление в силу (дата выдачи) гарантии,
- срок действия гарантии,
- порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии, порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией,
- наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс),
- иные сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
Особенности предоставления государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий регламентированы в ст. 117 БК РФ. Предоставление и исполнение государственной гарантии субъекта РФ подлежит отражению в государственной долговой книге субъекта РФ, а муниципальной гарантии — в муниципальной долговой книге. Финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования ведут учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
БК РФ предусматривает различный порядок учета исполненных и нереализованных гарантийных обязательств. Так, если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита.
Если же исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, т.е. к должнику, не исполнившему обязательство, и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета. В определенных случаях полученные гарантом в порядке регресса средства отражаются как возврат бюджетных кредитов (п. 12. ст. 115 БК РФ).