Договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе (ст. 6, 93.2 БК РФ).

Бюджетный кредит может предоставляться Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

При этом установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований). Особенности предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются ст. 93.5 БК РФ, а в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам — по правилам, установленным гл. 15 БК РФ.

По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете) и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Законом устанавливаются особые случаи, когда не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц (это, как правило, наличие просроченной задолженности и т.п.). Оценка надежности (лик- видности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Минфином России, соответствующими финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования.

БК РФ установлены особенности предоставления бюджетного кредита юридическому лицу. В частности, обязательным условием предоставления такого кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами (лицом).

Органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями, осуществляется проверка целевого использования бюджетного кредита.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие с установленными требованиями.

При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату, в том числе в принудительном порядке. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые уполномоченными органами (лицами).

БК РФ впервые устанавливает понятие реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту, под которой понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам урегулировано ст. 93.3 БК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г. Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со ст. 93.6 БК РФ.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетные кредиты могут предоставляться также на срок до трех лет. На такой же срок могут предоставляться бюджетные кредиты бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов. Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных районов устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Минфином России, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

В соответствии со ст. 93.4, вступившей в силу с 1 января 2008 г., устанавливаются особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией. Законом установлено, что средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

При этом Минфину России предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность Российской Федерации.

Минфин России вправе осуществлять работу по возврату указанных видов задолженности с участием агентов Правительства РФ. При этом в ряде случаев исковая давность, установленная гражданским законодательством РФ, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие, например, по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации, и др. (п. 4 ст. 93.4 БК РФ). В соответствии с Постановлением

Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 20-П увеличение сроков исковой давности было в данном случае признано не противоречащим Конституции РФ, поскольку это обусловлено особым характером данной категории правоотношений, предметом которых являются публичные финансы, выделяемые для поддержки отраслей экономики, субъектов и объектов экономической деятельности, отнесенных в установленном порядке к приоритетам государственной социально- экономической политики, т.е. для удовлетворения государством, выполняющим свою регулятивную функцию, публично значимого интереса.

Особый порядок предоставления бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) регулируется ст. 93.5 БК РФ. Указанные кредиты могут предоставляться субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, его сумма, срок кредитования и конечный получатель.  Основания, порядок предоставления, использования и возврата таких бюджетных кредитов устанавливаются условиями соответствующих договоров.

При этом разница между суммами от размещения и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг РФ (в валюте РФ либо иностранной валюте) и другими суммами, поступившими от бюджетных кредитов (ссуд) и прочих кредитов, предоставленных кредитными организациями, включается в состав источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицитов соответствующих государственных бюджетов и источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета (ст. 94—96 БК РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: