Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества.
Современная денежно-кредитная политика осуществляется как экономическими, так и иными мерами (методами), предусмотренными действующим законодательством.
Административные методы основываются на экономическом принуждении субъектов денежно-кредитных отношений путем установления для них правил поведения, которые являются обязательными для исполнения (например, установление предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами). Однако применение экономических методов является более приемлемым для государства с рыночной экономикой.
Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.
Закон о Банке России устанавливает, что основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно‑кредитной
политики, проводимой Банком России, - краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации,
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно‑кредитной политики в текущем году,
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно‑кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки,
- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием,
- прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год,
- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно‑кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов,
- основные показатели денежной программы на предстоящий год,
- варианты применения инструментов и методов денежно‑кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры,
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Мировой практикой выработаны различные инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики. Закон о Банке России устанавливает восемь основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России.
Процентные ставки по операциям Банка России. ЦБ РФ является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредиты иным банкам. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Для воздействия на рыночные процентные ставки Банк России использует процентную политику.
Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы РФ и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом (аннулированием) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Совет директоров Банка России устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России. При этом нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологи- ческой величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств в валюте РФ в кассе кредитной организации.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
Операции на открытом рынке. Под операциями Банка России на от- крытом рынке понимаются:
- купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами,
- купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами. При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.
Рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валют- ном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей де- нежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Для определения параметров денежной массы используется понятие «денежный агрегат». Денежные агрегаты — показатели структуры и объема денежной массы. Они подразделяются на абсолютные (простые) и относительные (индексные) агрегаты.
Простые агрегаты:
- денежный агрегат М0 — наличные денежные знаки, абсолютно лик- видные активы,
- денежный агрегат М1 — наличные деньги в обращении, исчисляется путем суммирования М0 и высоколиквидных депозитов, которые могут быть использованы для платежей без предварительного уведомления,
- денежный агрегат М2 — денежная масса в обращении, выполняющая не только функции средства обращения и средства платежа, но и средства накопления, исчисляется путем суммирования денежного агрегата М1 и срочных и сберегательных вкладов в банках,
- денежный агрегат М3 — совокупная денежная масса, исчисляется путем суммирования денежного агрегата М2 и высоколиквидных ценных бумаг (депозитные сертификаты, облигации госзаймов).
Индексные агрегаты получаются путем перевода рассмотренных денежных агрегатов в сумму их средневзвешенных компонентов.
Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России. Объем каждого выпуска облигаций Банка России определяется с учетом рассчитанного предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров Банка России решения об утверждении соответствующего решения о выпуске облигаций Банка России.
Выпуск облигаций Банка России оформляется сертификатом облигаций Банка России.
Размещение облигаций Банка России производится в порядке, устанавливаемом Комитетом Банка России по денежно-кредитной политике в соответствии с утвержденным Советом директоров Банка России решением о выпуске облигаций Банка России (в том числе в форме аукциона (аукционов)).
Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной де- нежно-кредитной политики разрабатываются Советом директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ.
Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год представляется в Государственную Думу Банком России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. А не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и вы- носит соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Наличные деньги сверх установленного лимита должны храниться на банковских счетах в банках. Накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.
Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами. Прием наличных денег проводится по приходным кассовым ордерам.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится по расходным кассовым ордерам.
Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат проводится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по расходным кассовым ордерам, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям.
Непосредственно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель самостоятельно определяют мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег.
Кассовые документы оформляются: главным бухгалтером, бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя, руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера). Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (со- держащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
Для учета поступающих в кассу наличных денег и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру или расходному кассовому ордеру. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых доку- ментов и выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня, и проставляет подпись.
Банком России установлены особенности ведения кассовых операций в кредитных организациях и с наличной иностранной валютой. Из особенностей отметим, что виды кассовых операций, совершаемых кредитной организацией, значительно разнообразнее. Кредитная организация, внутренние структурные подразделения кредитной организации могут осуществлять следующие кассовые операции: прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.
При определении суммы минимального остатка хранения наличных денег кредитная организация учитывает особенности организации кассовой работы, объемы среднедневных оборотов наличных денег, проходящих через кассы кредитной организации, а не руководствуется формулой лимита остатка наличных денег для иных организаций.
Кредитная организация может осуществлять сбор, доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию, в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях (далее — инкассация наличных денег). Перевозка наличных денег, инкассация наличных денег выполняются инкассаторскими работниками, работу которых организует должностное лицо кредитной организации.
Интересно, что кассовые операции в кредитной организации могут осуществляться в операционное, послеоперационное время кредитной организации, а также в выходные и нерабочие праздничные дни.
Имеются и иные особенности, связанные с приемом и выдачей наличных денег клиентам.
Из особенностей хранения наличных денег отметим, что наличные деньги кредитной организации хранятся в одном или нескольких хранили- щах ценностей. Хранение наличных денег может осуществляться в сейфе. Пачки банкнот, мешки с монетой, сумки с наличными деньгами хранятся в хранилище ценностей, в сейфе. По окончании осуществления операций с наличными деньгами заведующий кассой, кассовый работник отражает в книге сумму остатка наличных денег, находящихся в хранилище ценностей, сейфе на конец рабочего дня.
В уполномоченных банках кассовые операции с наличной иностранной валютой осуществляются с клиентами — юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой и физическими лицами.
Перечень наименований наличной иностранной валюты, кассовые операции с которыми осуществляются в уполномоченном банке, определяется уполномоченным банком. Перевозка, инкассация наличной иностранной валюты, чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, а также хранение в уполномоченном банке чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, осуществляются в порядке, определен- ном уполномоченным банком.