1. Биржевая торговля
2. Виды бирж
1. Биржевая торговля
Биржа — это объединение продавцов, покупателей и посредников с целью создания условий для торговли, увеличения, удешевления торговой операции, она считается организатором торгов. Биржа позволяет сконцентрировать спрос и предложение на товар в одном месте и в одно время и тем самым быстро и наиболее верно оценить его цену. Биржа помогает получить информацию о конъюнктуре товарного рынка в данный момент в данной местности.
Участниками биржевой торговли являются:
члены биржи,
посетители. Посетители биржевых торгов — юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи, имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и временными (разовыми) (п. 1 ст. 21 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей, пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определяемом соответствующим органом управления биржи. Заметим, что постоянные посетители, являющиеся брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осуществлять биржевое посредничество. Предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более 3 лет не допускается, число постоянных посетителей не должно превышать 30% от общего числа членов биржи.
Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет (ст. 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, а также посетители участвуют в биржевой торговле:
непосредственно от своего имени (только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество),
через организуемые ими брокерские конторы,
на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже.
2. Виды бирж
Биржи классифицируются:
по цели:
коммерческие организации (извлекают прибыль и распределяют ее среди учредителей),
некоммерческие организации (не ставят целью извлечение прибыли),
по степени вмешательства государства:
свободные (свободное осуществление условия доступа на биржу),
регламентируемые (строго регламентируются государством),
по доступу:
открытые,
закрытые (принимают участие только специальные субъекты),
по виду биржевого товара:
универсальные,
фондовые,
валютные.
Функции бирж делятся на стратегические и тактические.
Стратегические функции — это согласование спроса и предложения, определение цен на перспективу и страхование от колебаний цен. Заметим, что тактические функции бирж — это купля-продажа, стандартизация биржевых товаров, разработка типовых контрактов, проведение расчетов, информационная деятельность, арбитраж и др.
Функции бирж:
организующая (выполнение посреднических функций),
стабилизирующая (может прогнозировать конъюнктуру, выявлять тенденции изменения цен),
ценообразующая,
товаропроводящая (организует торговые потоки, которые стабильны, препятствуют различного рода дефицитам),
информационная,
контрольно-регулятивная. Биржа определяет порядок допуска ценных бумаг к торгам,
надзорная (осуществляет надзор за добросовестным заключением сделок на торговых площадках).