Юридическим критерием выделения аграрного права в качестве комплексной интегрированной отрасли права является наличие достаточного правового материала в виде большой совокупности актов аграрного законодательства, учитывающих особенности предпринимательской и иной экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Комплексные отрасли права являются наглядным подтверждением удвоения структуры права. Это находит свое выражение в том, что сырьем, строительным материалом для формирования комплексных отраслей права служат нормы права, которые взяты из основных отраслей права.
Длительное время нормы гражданского права и других основных отраслей права, регулирующие аграрные отношения, занимали доминирующее положение в системе источников аграрного права.
На базе таких норм права, которые не перестают быть нормами основных отраслей права, принимаются специальные комплексные нормативные правовые акты, которые не относятся к иным отраслям законодательства и образуют в своей совокупности аграрное законодательство как целостное системное образование, составляющее юридическую основу для выделения аграрного права как комплексной интегрированной отрасли права.
В этом и состоит специфика источников аграрного права, большинство норм которого устанавливается комплексными нормативными правовыми актами, для которых характерна общность коренных положений, единство в юридическом содержании регулируемых аграрных отношений.
Именно в этом отличается аграрное право от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других отраслей права. Поэтому лишь с известными оговорками можно признать положение о том, что комплексные отрасли права не имеют собственных источников и соединяют в себе лишь разноотраслевые нормы.
Еще в многотомном Собрании действующего законодательства СССР законодательство о сельском хозяйстве было выделено в самостоятельный раздел (Х11), который занимал 4 тома и включал в себя 1100 нормативных правовых актов.
В Общеправовом Классификаторе отраслей законодательства, который был подготовлен Государственно-правовым управлением Президента РФ, выделено две группы отраслей законодательства, которые сформированы по предметному признаку, и те, которые выделяются по другим основаниям с учетом отраслей экономики.
К числу отраслей законодательства, сгруппированных по первому критерию, Классификатор относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство. По второму критерию в Классификаторе выделено и законодательство о сельском хозяйстве.
Ранее действовавший ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» также содержал более широкое понимание сельскохозяйственного законодательства.
Он отождествлял его с законодательством о сельском хозяйстве, которое включает в себя законодательство о переработке сельскохозяйственного сырья и реализации готовой продукции, материально-техническом обеспечении и производственно-техническом обслуживании агропромышленного производства.
В рамках учения о соотношении системы законодательства и системы права, характерного для формирующихся отраслей права, возникает, таким образом, необходимость четкого отграничения таких понятий как аграрное законодательство и законодательство о сельском хозяйстве.
В литературе нередко отождествляются эти понятия, так как в состав аграрного законодательства, выделившегося в самостоятельную отрасль в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением, включаются все нормативные акты земельного, гражданского, административного, финансового и других отраслей законодательства, имеющих юридическое значение для сельского хозяйства.
При таком широком понимании аграрного законодательства проф. Е.Л. Минина выдвигает возражения против объединения в будущем Аграрном кодексе РФ «всех вопросов, имеющих отношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу».
Данная позиция мотивируется тем, что объединение в одном нормативном правовом акте таких вопросов «потребовало бы «выдергивания» отдельных норм из Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, других нормативных актов, что разрушило бы сложившуюся систему и структуру российского законодательства».
Заметим, что подобное мнение было достаточно распространенным и ранее, когда обсуждался вопрос о месте сельскохозяйственного законодательства в системе советского, в том числе и российского, законодательства.
При таком подходе к определению сферы действия аграрного законодательства оно трактуется в качестве искусственно созданной отрасли, поглощающей значительную часть российского законодательства и не отвечающей критериям отрасли законодательства, принятым в российской юридической науке.
Термином «аграрное законодательство» обозначается совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения и служащих формой закрепления норм, специфичных для отрасли аграрного права.
В состав законодательства о сельском хозяйстве входят также нормативно-правовые акты иных отраслей права. В этих актах в сфере гражданских, административных, земельных, финансовых, и иных отношений отражается взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов общественных отношений, обособившихся в самостоятельные предметы правового регулирования различных отраслей законодательства.
Аграрное законодательство внешняя форма проявления реального существования аграрного права как совокупности правовых норм, регулирующих в соответствии с процессом дифференциации и сопутствующей ему определенной интеграцией аграрные отношения, объединенных по предмету, методам, принципам в комплексную специализированную интегрированную отрасль российского права.
Эта обособившаяся отрасль российского законодательства не должна рассматриваться в качестве синонима законодательства о сельском хозяйстве, которым обозначается нормативный массив, не имеющий предметной связи.
Такой вывод о соотношении аграрного права, аграрного законодательства и законодательства о сельском хозяйстве в полной мере учитывает результаты общетеоретических исследований, которые признают, что отрасль законодательства состоит «из нормативных актов, имеющих одну отраслевую прописку».
В равной мере современная правовая доктрина исходит из того, что правовые нормы основных отраслей (например, гражданского и административного) права в той мере, в какой они решают отдельные вопросы деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских хозяйств), имеют двойственную прописку и выделяются в особую группу источников аграрного права.
Вместе с тем, когда мы говорим о месте аграрного права в системе российского права, то мы имеем ввиду, что эта комплексная специализированная интегрированная отрасль права построена на применении не одного, а различных методов правового регулирования (дозволении, запретах, предписаниях), унаследованных от основных отраслей права, выделившихся в основные первичные отрасли права по предмету и методу правового регулирования, взятыми в единстве.
Аграрное законодательство последних 20 лет переживает серьезные изменения.
Во-первых, под влиянием рыночных реформ в сельском хозяйстве обновляется и обогащается его нормативная база: возникают новые направления правового регулирования (например, оптовые продовольственные рынки, биржевые сделки, оборот земель сельскохозяйственного назначения, селекционная деятельность в сельском хозяйстве).
Во-вторых, изменилась структура аграрного законодательства: вместо законодательства о государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятиях (колхозах и совхозах) интенсивно развивается законодательство о сельскохозяйственных коммерческих организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах.
В-третьих, законодательство выделяет комплексные специализированные договоры, которые содержат не только частноправовые, но и публично-правовые начала. В качестве примера можно привести договоры в сфере финансирования и кредитования сельского хозяйства, которые заключаются между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрациями субъектов РФ.
В-четвертых, изменилось соотношение различных институтов аграрного права.
Так, в связи с введением в единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26 Налогового кодекса РФ упрощаются налоговые отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями и налоговыми органами государства, отменяется для сельскохозяйственных организаций уплата налогов на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и ТК при ввозе на таможенную территорию), налога на имущество организаций: единого социального налога. Соответствующие изменения внесены в налогообложение индивидуальных предпринимателей.