Здравствуйте, уважаемые читатели! Ко мне частенько обращаются с вопросам о том, как защитить себя по закону о защите прав потребителей. Хочу вам дать несколько рекомендаций на этот счет в небольшой статье о правах потребителей.
Итак, разберемся в терминологии.
Потребитель – это человек, приобретающий товар, работу или услугу для собственных нужд. Если вы приобретаете товар для предпринимательской деятельности, то закон о защите прав потребителя не применяется.
Поэтому в любом случае, когда вами что-то приобретается для собственных нужд, вы находитесь под защитой закона о защите прав потребителей и пользуетесь всеми предоставляемым этим законом преимуществами.
У вас есть три варианта действия и их комбинации.
Договориться на взаимовыгодных условиях
Закон строг к продавцу и лоялен к потребителю. Защита прав потребителей осуществляется в рамках закона.
В случае нарушения ваших прав, вы можете обратиться в Роспотребнадзор или в суд.
Перед тем как пойти в контролирующие или судебные органы, есть смысл обратиться к продавцу с претензией и указать о вашем намерении обратиться за защитой своих прав. Скорее всего вам пойдут навстречу.
Случай из практики: человек купил диван, срок поставки был существенно нарушен. После того, как покупатель написал письменную претензию продавцу, где указал о своем намерении обратиться в Роспотребнадзор и в суд, ему привезли другой диван с большой скидкой. Человек остался доволен. Естественно это произошло после того, как с претензией ознакомились юристы продавца и оценили перспективы судебного разбирательства.
Продавец знает, что закон стоит на страже интересов покупателя и поэтому понимает ход развития событий.
В соответствии с п. 3. ст. 23.1 закона о защите прав потребителей, в случае просрочки доставки товара, продавец-нарушитель за каждый день неисполнения обязательства выплачивает штраф в размере полпроцента от суммы оплаченного товара.
Штраф взыскивается до момента передачи товара или до времени удовлетворения требования потребителя о возврате ему оплаченной суммы.
Писать претензию продавцу надо примерно так:
«Уведомляю Вас о моем намерении обратиться в Роспотребнадзор с целью привлечения Вас к административной ответственности и в суд с целью защиты моих прав.
При обращении в суд с Вас дополнительно будут взысканы расходы (услуги представителя), моральный вред (ст. 15 закона) и штраф 50 % от суммы, которую суд присудит в пользу истца (п.6, ст. 13 закона)».
Если не получилось договориться, идем в суд!
Обратиться в судебные инстанции
При обращении в судебном порядке за защитой прав потребителей, если ваши права действительно нарушены, суд примет вашу сторону и взыщет с ответчика все вам причитающееся. Кроме того с ответчика может быть взыскан штраф за неисполнение законного требования потребителя.
Судиться с потребителем продавцу не выгодно, поскольку бремя доказывания своей правоты фактически ляжет на продавца. Он будет доказывать, что выполнил все в соответствии с законом.
Пример из практики. Покупатель приобрел шкаф, при этом оформил покупку в кредит. Срок поставки товара был нарушен, просрочка составила более месяца. Когда ему привезли товар, он его не принял, поскольку товар был поврежден.
Продавец отказался заменить товар и произвел возврат денежных средств. Покупатель в результате потерпел издержки в виде процентов по кредиту, поскольку покупка была оформлена в кредит. При обращении в суд, удалось взыскать убытки в виде переплаты банку по кредиту, штраф за неисполнение законного требования покупателя, судебные издержки.
Обратиться в Роспотребнадзор
Защита прав потребителей задача Роспотребнадзора. Обратиться в орган защиты потребителей может быть очень эффективной при переговорных процессах и поиске компромисса. Поскольку, скорее всего, продавец допустил какие-либо нарушения и в его действиях есть признаки состава административного правонарушения.
Так, в договоре между вами и продавцом могут быть предусмотрены условия противоречащие закону. Это будет основанием для привлечения к административной ответственности. Например, за такие правонарушения, предусмотренные статьями Кодекса об Административных Правонарушениях, как нарушение порядка ценообразования, обман потребителя, нарушение иных прав потребителя, предусмотрена административная ответственность.
Если продавца привлекут к административной ответственности. Вам от этого будет только моральное удовлетворение. Но вы можете получить определенную фактуру и мотивировку для обращения в суд.
Все, что я здесь написал, не имеет целью научить потребителя злоупотреблять своими правами или спекулировать ими. Я предполагаю, что продавец, лицо выполняющее работу либо оказывающее услуги действует добросовестно и честно. Но бывают и недобросовестные исполнители, против которых мы имеем защиту в виде положений закона о защите прав потребителей.
Читайте мою статью о том, как найти бесплатного юриста?