Налогово-правовые нормы являются первичными элементами налоговых правоотношений и
представляют собой правила поведения участников налоговых правоотношений.
Структура нормы налогового права разделяется на три компонента:
- гипотезу,
- диспозицию,
- санкцию.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть налоговые
правоотношения, и указывает на участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.
Диспозиция сердцевина нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники
налоговых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Например, уплата либо неуплата налога.
Санкция это мера ответственности, применяемая к нарушителям налогово-правовых норм. К
санкциям относятся пени, штрафы и т.д.
Классификация налогово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.
Общепринято нормы налогового права подразделять на два вида:
- регулятивные налогово-правовые нормы, содержащие предписанное правило поведения,
- охранительные налогово-правовые нормы, предусматривающие меры государственного
принуждения к лицам, нарушившим законодательство о налогах и сборах.
В зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний они подразделяются на:
- обязывающие содержат предписания и обязывают участников налоговых отношений совершить определенные действия,
- управомочивающие предоставляют участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения (как правило, этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель),
- запретительные предписывают участникам налоговых отношений воздерживаться от
определенных действий.
Главная особенность налогово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает юридическим лицам и гражданам правила поведения по соблюдению законодательства о налогах и сборах.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и
равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога.
Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые
акты, действуют во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени установлено в ст. 5 НК РФ. Так, срок вступления в силу актов законодательства:
- о налогах определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, - о сборах определен не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
опубликования.
Действие нормативного акта в пространстве и по кругу лиц также определяется датой вступления нормативного правового акта в силу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов
муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нормы налогового права распространяются на все субъекты гражданского права, если в
соответствующем акте (норме права) не установлено иное.
По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:
- организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками
сборов, - организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами,
- налоговые органы,
- таможенные органы.
Все названные участники наделены налоговым законодательством определенными правами и
обязанностями и потому способны выступать реальными участниками (субъектами) правовых
отношений, регулируемых нормативными актами о налогах и сборах.
В ст. 9 НК РФ не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки и иные кредитные
организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления
налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели). Но данные лица также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, так как НК РФ определен круг их прав и обязанностей, а также предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.
В настоящее время в НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих прекращение
действия актов налогового законодательства. Но исходя из анализа сложившейся практики, можно
сделать вывод о том, что налогово-правовые нормы утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо истечения срока действия закона.
Рассматривая действие норм налогового права в пространстве, необходимо отметить ст. 4
Конституции РФ, в которой говорится, что Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями. Регулирование налоговых отношений в данной сфере осуществляется только в пределах, установленных актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.
Конституционный запрет придавать закону обратную силу не может быть обойден при помощи
каких-либо технических и иных уловок. Этот запрет не может быть нарушен ни при каких
обстоятельствах. Конституция РФ не допускает отказа от этого правила, в том числе в условиях
чрезвычайного положения, тем самым устанавливая, что закон не имеет обратной силы.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам,
устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации, а также на акты органов местного самоуправления.
Действие норм налогового законодательства Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.
Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных
договоров, оговоренные в ст. 7 НК РФ.
Нормы налогового законодательства регулируют властные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нормативные акты о налогах и сборах распространяются:
- во-первых, на все имущественные отношения в сфере взимания налогов и сборов, основанные на властном подчинении организаций и граждан требованиям публичной власти,
- во-вторых, на отношения в сфере налогового администрирования, т.е. на властные отношения,
складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности, - в-третьих, на властно-организационные отношения между самими органами государственной
власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов.
Таким образом, можно сделать вывод, что действие нормативных правовых актов в пространстве
позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт.