Законы о ценных бумагах в России

24, Июл 2017 by Admin in банковское право,права потребителей,финансовый кризис     , , , ,   No Comments

zennaja bumaga

Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис большинство банкиров предвидели уже весной, а некоторые просчитали еще год назад. И если бы вопрос заключался только в том – уходить или не уходить с рынка ГКО, а если уходить, то когда? – скорее всего и кризиса никакого не было бы. Во всяком случае, такого глубокого и всеобъемлющего.

Фондовый рынок в России

Беда, к сожалению, в том, что на второй вопрос, который неизбежно вставал вслед за первым, – куда уходить? – удовлетворительного ответа не существовало вплоть до 17 августа. По существу, все три кризиса ликвидности, которые успела пережить отечественная банковская система, были спровоцированы одной и той же причиной – безальтернативностью. И всякий раз после кризиса банковское сообщество судорожно искало новую высокодоходную сферу вложения средств, чтобы через какое-то время вновь наступить на те же грабли. Необходимо диверсифицировать активы, в том числе и на финансовых рынках. Насколько реально решить эту очевидную задачу хотя бы в ближайшей перспективе? Ответить на этот вопрос мы попросили тех, кто задает “правила игры”, – разработчиков новых законов.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ БЕЗУСЛОВНУЮ ГАРАНТИЮ

Издержки и неудачи, связанные с ценными бумагами, объясняются прежде всего тем, что не была создана продуманная правовая база. Рынок ценных бумаг должен четко регулироваться государственными законами и быть под неустанным контролем правительства. Между тем, сегодня на фондовом рынке действует единственный Закон – “О рынке ценных бумаг”. Не говоря уже о том, что единственный нормативный акт объективно не может регулировать все сферы действия этого сложного финансового механизма, сам по себе Закон тоже нуждается в совершенствовании. За два года его действия выявилось немало недостатков и пробелов в законодательной базе ценных бумаг, что привело к злоупотреблениям и даже преступлениям. В связи с этим наш комитет готовит сейчас обновленный и доработанный вариант этого основного документа.

Кроме того, правовая база будет расширена новыми законопроектами, которые подготовлены комитетом к первому чтению. Назову только два из них: “Закон о паевых инвестиционных фондах” и “Закон об акционерных инвестиционных фондах”. Эти документы помогут решить проблему с нереализованными чековыми фондами, которых в стране ныне насчитывается более четырехсот.

Контроль финансового оборота акций

Главная беда нашего фондового рынка состоит в том, что правительство не считало необходимым контролировать финансовый оборот акций и, соответственно, не несло ответственности за результаты. Таким положением умело пользовались проходимцы типа Мавроди, безнаказанно обманывая вкладчиков. Без государственного надзора оказалась и судьба приватизированных предприятий, а также их владельцев. Нередко приватизаторы просто собирали все деньги акционеров в портфель и убегали с награбленной суммой за границу. Новые законы устанавливают государственный контроль за фондовым рынком и позволяют перевести чековые фонды в паевые или инвестиционные.

Программа рынка “складских свидетельств”

Готов к обсуждению в первом чтении еще один исключительно своевременный, на мой взгляд, документ, способный оживить фондовый рынок и придать ему новое качество. Это закон “О двойных и простых складских свидетельствах”. Он призван ввести в обращение новую ценную бумагу – “варрант”. Ее главная особенность в том, что номинал варранта гарантируется конкретным имуществом, находящимся во время обращения бумаги на производственных складах.

В заводских “кладовых”, как известно, хранится немало добра – комплектующих, запасных частей и оборудования, которые не были задействованы в производственном процессе по ряду объективных причин, возникших в результате разрыва хозяйственных связей. Тем не менее, это имущество обладает определенной ценностью и может служить финансовой гарантией специально выпущенных для этих целей ценных бумаг.

Программа создания рынка “складских свидетельств” может стать центральным пунктом общеэкономической программы по борьбе с неплатежами. Общая сумма неплатежей в народном хозяйстве составляет 760 млрд. деноминированных рублей. В то же время объем нереализованных запасов предприятий оценивается примерно в 300 млрд. деноминированных рублей. Если это имущество будет переоформлено в складские свидетельства, то документ может быть использован как ценная бумага в счет погашения кредиторской задолженности. В отличие от получивших всеобщее распространение вексельных форм расчетов и других денежных суррогатов, данная бумага обеспечена реальными материальными ценностями, находящимися на хранении, и имеет правовую гарантию. Это обстоятельство в сложившихся условиях может иметь решающее значение.

Закон “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”

Хочу, наконец, особо отметить закон “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”, который недавно принят депутатами Госдумы в третьем чтении. Он обеспечивает комплексный подход к решению проблем защиты прав и законных интересов инвесторов. Вряд ли стоит доказывать (особенно сегодня), что привлечение в отечественную промышленность инвестиций возможно только при условии гарантирования всесторонней защиты прав тех, кто деньги вкладывает. И это в равной степени касается как крупных иностранных банков, так и рядовых наших сограждан, готовых вкладывать свои деньги в развитие российских предприятий.

Закон устанавливает четкий механизм защиты прав инвесторов путем введения штрафов за правонарушения на рынке ценных бумаг. Нам удалось в документе гарантировать прозрачность и информационную открытость рынка как для крупных инвесторов, так и для частных лиц. Исключена всякая возможность выпуска недобросовестными эмитентами суррогатов ценных бумаг и создания новых русских домов “Селенга”. Особые гарантии предусмотрены для владельца малого пакета акций цнных бумаг Сбербанка. В том числе, они обеспечивают защиту от произвола совета директоров, который сейчас имеет возможность произвольно менять цены на акции, а затем продавать их в келейной обстановке узкому кругу лиц по “договорным ценам”. Теперь же все изменения в ценах будет решаться только гласно, на общих собраниях акционеров, причем, решение должно быть принято не менее чем двумя третями голосов.

Закон (статья 18) не только обязывает Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг следить за порядком, но и наделяет ее реальными механизмами. Скажем, “за рекламу ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию”, за “совершение сделок с ценными бумагами, выпуск которых приостановлен”, “за нарушение порядка и срока раскрытия информации, предоставления документов, содержащих недостоверную информацию” к виновным будут применяться штрафные санкции: до 100 минимальных размеров заработной платы – к должностным лицам, и до 1000 минимальных зарплат – к юридическим. Таким образом, закон теперь будет добросовестно блюсти права акционеров и инвесторов.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *