Закон ‘О защите прав потребителей’

20, Май 2015 by Admin in административное право,деньги,права потребителей,проблемы общества     ,   No Comments

potrebitel

ЗАКОН поправят. КТО будет в выигрыше?
 

Проще – лучше

Закон ‘О защите прав потребителей’ (далее – Закон) впервые был принят в 1992 г. В отличие от многих актов того времени это был закон прямого действия – любой потребитель, прочитав его, мог самостоятельно защитить свои интересы.

В дальнейшем это завоевание было частично утрачено. В новой редакции, принятой в 1996 году, текст Закона был сильно усложнен. Кроме того, правительство РФ издало немало нормативных актов, регулирующих отдельные сферы потребительских отношений: Правила продажи отдельных видов непродовольственных товаров, Правила бытового обслуживания, Правила оказания услуг связи и т. п. Все они не отменяли Закона, а учитывали особенности каждой сферы. Наряду с ними появилось несколько законов, которые тоже, полностью или частично, применялись к правоотношениям с участием потребителей: Закон РФ ‘Об основах туристской деятельности’, Воздушный кодекс РФ, Закон РФ ‘О железнодорожном транспорте’ и др. Наконец, в 1996 г. был принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), отдельные положения которого не совпадали с соответствующими нормами Закона РФ ‘О защите прав потребителей’. Теперь уже не только потребители, но и юристы столкнулись с проблемами: динаковые ситуации стали разрешаться по-разному, в зависимости от того, норма какого закона применялась.

Принятые поправки – первый шаг к упрощению Закона. Их основная цель – приведение Закона РФ ‘О защите прав потребителей’ в соответствие с ГК РФ и устранение противоречий между ними.

Ничего принципиально нового в Законе не появилось. Все его нормы существовали в той или иной форме и ранее. Но на некоторые положения поправок все же хотелось бы обратить внимание.

О праве на информацию

Единственное новшество, появившееся в Законе, касается права потребителей на информацию. Так, отныне, приобретая билет на концерт любимого исполнителя, вы вправе рассчитывать на предупреждение о том, что он будет петь под фонограмму. Если же фонограмма используется без всякого предупреждения, вы вправе предъявить претензии и потребовать возврата стоимости билета.

В принципе, обязанность предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об услуге существовала и раньше. Просто организаторы концертов предпочитали кое-что замалчивать. Установив ответственность за непредоставление информации, законодатели, правда, не определили, каким образом можно доказать, что во время выступления использовалась фонограмма. Такая неопределенность может вызвать споры и сделать данную норму практически неприменимой.

О чеке

В соответствии с нынешними нормами Закона, обратившись к продавцу, потребитель должен представить товарный (кассовый) чек либо заменяющий его документ. Однако практика внесла свои коррективы. Уже в 1994 г. в Постановлении Пленума Верховного суда РФ ‘О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей’ появилась запись о том, что при отсутствии чека потребитель может доказать факт покупки свидетельскими показаниями. Аналогичная норма записана и в ГК РФ, а теперь – и в Законе РФ ‘О защите прав потребителей’. Отныне отсутствие товарного или кассового чека не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. В то же время продавец вправе потребовать от потребителя представления каких-либо иных доказательств приобретения товара именно у него.

 

 

Читайте также