Способы реализации административно-правовых норм

22, Авг 2014 by Jurist in административное право,договор       No Comments

pravo normy

Чтобы регулирующее воздействие административного права в отношении к общественным отношениям, которые составляют его предмет, действительно имел место, нужно, чтобы реализовывались нормы административного права. Это достигается за счет осуществления на практике правила поведения, содержащиеся в нормах права. Только тогда нормы административного права «оживают», когда они реализуются в сознательно-волевой деятельности людей.

Реализация административно-правовых норм

admin pravoРеализация административно-правовых норм – это процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах.

Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм:

Соблюдение

– пассивное поведение субъектов, не допускает нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм);

Исполнение

– активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах. В качестве примера можно привести деятельность работников Антимонопольного комитета и его территориальных отделений при проведении проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок (распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 20 июня 2006 г. № 214-р «Об утверждении Положения о порядке проведения проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок »). Суть выполнения заключается в четкой реализации обязывающих норм административного права, когда субъекты указанной отрасли права (и соответственно возникающих правоотношений) своими активными действиями воплощают в жизнь возложенные на них обязанности;

Использования

– активное поведение субъектов административного права, при которой они сами решают вопрос об осуществлении соответствующих действий или воздержанию от них. В этом случае норма права будет реализовано и тогда, когда субъект выбрал активное поведение (в форме действий), и тогда, когда он избрал пассивную форму поведения. Скажем, Закон Украины от 25 марта 2004 p. № 1665-IV «О выборах народных депутатов Украины” предоставляет гражданам Украины право принять участие в голосовании. Гражданин может непосредственно проголосовать (т.е. активно реализовать нормы административного права через использование) или не прийти на избирательный участок и не голосовать (т.е. пассивно реализовать нормы административного права через использование). Можно сделать вывод, что использование норм административного права является добровольным делом. Никто не может принуждать к их использованию, время никто не должен нести ответственность за неиспользование норм административного права;

Применения

– проявление властной деятельности уполномоченных государственных органов по поводу конкретных дел и с изданием индивидуальных юридических актов. В отличие от первых трех способов реализации административно-правовых норм, применение является прерогативой только органов, имеющих государственно-властные полномочия. Правоприменение осуществляется применительно к субъектам административно-правовых отношений с целью реализации абстрактных предписаний норм права по конкретной жизненной ситуации. Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права, под которым следует понимать решение уполномоченного органа (должностного лица), принятое в результате рассмотрения конкретного юридического дела в сфере публичного управления.

Основными чертами акта применения права является: ‘

а) государственно-властный характер;

б) направленность на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений;

в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений;

г) обязательность исполнения.

Как пример акта применения права могут быть приведены Указ Президента Украины от 18 января 2007 г. № 21/2007 «О награждении государственными наградами Украины», где глава государства выступает субъектом правоприменения.

Читайте также