Реклама -двигатель торговли?

05, Ноя 2014 by Admin in купля-продажа,реклама       2 комментария

reklama

Принципы рекламы

Еще в 1991 году подавляющая часть телевизионной рекламы была адресована оптовым покупателям. Телезрители забавлялись и пожимали плечами, понимая, что все это к ним не относится. И лишь развернутая в 1993-94 годах реклама чековых фондов и финансовых пирамид стала новой реальностью для всех и каждого. Главные телевизионные каналы. Лучшее эфирное время. Счастливые, уверенные люди. Волшебные превращения. Радужные перспективы: Леня Голубков, “это что-то!””мы сделаем ваш ваучер золотым!” “мы сидим, а денежки идут”. Новый смысл, вкус и прелесть жизни!


Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам, идеям и начинаниям или способствовать их реализации.

Распространители рекламы (в том числе средства массовой информации) несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе только в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы. То есть, за содержание рекламных объявлений и роликов они отвечать не будут.

Спокойно: нас обманывали

Жизнь в новой реальности была недолгой, но незабываемой. Неприятные подозрения многие заглушали: обманывать, да так красиво, нагло, оглушительно? Это же нечестно! Стыдно! Грех. А значит, не может быть.

Вскоре, однако, выяснилось, что может. А на месте рухнувших надежд выросла стена непонимания между теми, кто убеждал, и теми, кто доверился. Кто-то остался с чужими деньгами, а кто-то – со своими обидами.

Первая рекламная кампания, получившая скандальный отклик, стала первым поводом задуматься об ответственности тех, кто за нею стоял. Ругали самих рекламодателей, режиссеров роликов, телевидение и радио, – государство, наконец. Виновные, однако, не спешили брать вину на себя.

Хороший рекламист может все. Даже не нарушать закон

Расхожее мнение гласит, что профессионализм в рекламе – это способность заставить кого угодно купить что угодно. Профессионалы рекламы на это обижаются. “Что бы там ни говорили, реклама не может заставить вас купить то, что вам не нужно”, – такой лозунг помещен на плакате американской Ассоциации рекламных агентств под изображением томной дамы в пене для бритья, изящным движением снимающей с лица мифическую щетину. И все-таки зря уважаемые профессионалы отрицают, что для них высокий класс – задеть нас за живое, поиграть на самолюбии, разбудить скрываемые темные страсти или напротив – слезливую сентиментальность. К тому же все это надо сделать, не нарушив законов и правил!

А законодательство о рекламе в нашей стране есть, и неплохое

Любопытно, но в те недоброй памяти времена, когда никем не контролируемые сберегательные компании собирали людские деньги, единственной сферой их деятельности, доступной внешнему вмешательству, была именно реклама, а единственным уполномоченным контролером – Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Он имел право направить рекламодателю предписание о прекращении недобросовестной рекламы. Правда, если тот не подчинялся, ГКАП мог только… приостановить действие его лицензии. Которых не было вовсе.

Закон о рекламе был принят летом 1995 года. Он устанавливал множество ограничений, которые должны помешать рекламе безответственно оболванивать население. Но кому из нас придет в голову читать на досуге федеральный закон? А в нем, между прочим, есть кое-что интересное.

Знаете ли вы, например, что нельзя прерывать рекламой все детские и религиозные теле- и радиопрограммы и вообще любые передачи, которые продолжаются менее 15 минут? А образовательные программы – более “чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд”? А передачи продолжительностью до часа – не более двух раз? Тягостные рекламные паузы на самом интересном месте шедевров мирового кино нельзя вставлять без согласия тех, кто продает право проката фильма. А в течение часа вам не имеют права напомнить об одном и том же товаре чаще двух раз.

Вы можете проверить, как выполняют эти требования хозяева вашего кабельного телевидения или местной радиостанции (центральные-то телекомпании вынуждены соблюдать федеральные законы, а вот местные и районные..).

Это – формальные ограничения. Но это не все, что нам нужно.

Реклама “Тибета” больше не пройдет, но от каких-нибудь “Гималаев” мы не застрахованы

Разгул бессовестных фирм, не моргнув глазом преподносящих как собственное изобретение начисление сложных процентов и раздающих уморительно трогательные обещания (“Всегда хватит на подарок”), мы еще долго будем помнить. Наши законодатели тоже помнят об этом, поэтому, очевидно, Закон о рекламе строг и подробен именно в отношении финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.

Итак, если ваше внимание привлекло объявление банка или пенсионного фонда, страховой или жилищной компании (предлагающей строительство жилья в кредит), помните, что оно недобросовестно и противозаконно, если в нем

  1. используются цифры (чаще большие и красивые), не имеющие прямого отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
  2. гарантируются размеры дивидендов (по простым именным акциям);
  3. рекламируются ценные бумаги до регистрации проспекта их эмиссий (то есть попросту ищите указание о регистрации);
  4. предоставляются любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей доходности деятельности, в том числе объявляется рост курсовой стоимости ценных бумаг;
  5. упоминается часть условий договора, а об остальных умалчивается (например, если строительная компания не сообщает до поры до времени о возможности дополнительных поборов и о серьезных санкциях за просрочку выплат).

Не все лазейки для недобросовестной рекламы перекрыты

Вот только одна из них.

  • Если вам срочно потребовались деньги, и вы хотите брать их взаймы у знакомых, то услуга банка, ломбарда, финансовой компании или кредитного союза не будет для вас бесплатной. За взятые на время чужие деньги придется платить. Но как понять, кто предлагает лучшие условия? Вам может встретиться рекламное объявление, предлагающее кредит из расчета “21% годовых”. И другое – “17% за срок пользования ссудой”. И третье – с условием “3% в месяц от снижающегося остатка”. И еще одно – где вообще не приведен размер процентов, а просто дана табличка с суммами ежемесячных выплат. Такой разнобой может смутить кого угодно. Никто не нарушил закон, но почему-то сразу возникает мысль о мутной воде, в которой финансовые хитрецы ловят нас – свою мелкую рыбку.

О том, как выбирать из приведенных вариантов, мы сейчас говорить не будем. Тем более, что при рассмотрении условий стоит обращать внимание не только на общую сумму процентов, но и на удобство их выплаты (велик ли первоначальный взнос, сразу ли нужно начинать погашение основной суммы займа или можно некоторое время платить только проценты по нему, каковы наказания за нечаянную просрочку и так далее). Скажем о другом. Законодатели должны еще раз о нас позаботиться, обязав все фирмы, предлагающие деньги за плату, указывать единообразно расчисленную сумму годовых процентов. Тогда сравнение условий кредита станет для нуждающегося потребителя элементарной задачей. Именно так, кстати, поступили англичане в далеком 1974 году, избавившись от массы проблем.

Плохая реклама и как с ней бороться

Хорошая реклама – это всегда произведение искусства, просто потому, что нужно найти идеальное сочетание многих несхожих качеств: профессионализма (режиссерского, актерского, композиторского, операторского…), такта, выдумки, вкуса, юмора, наконец. Некрасивая, безвкусная реклама всегда нехороша. Но закон красотой не занимается, а посему заказчики и производители рекламы имеют возможность выпускать в эфир сомнительные произведения, без особого смущения обнаруживая перед публикой собственную бездарность.

Однако у Закона есть свое мнение по поводу того, что такое плохая реклама. Это реклама и недобросовестная, и недостоверная и неэтичная.

  • Недобросовестная реклама – злоупотребляющая доверием или отсутствием необходимых знаний у потребителей, пренебрежительно изображающая тех, кто не пользуется рекламируемым товаром, унижающая конкурентов.Недостоверная реклама – самые разнообразные виды вранья и полуправды относительно качеств товара и условий его приобретения, в том числе, использование слов “самый”, “лучший”, “абсолютный”, “единственный” и им подобных, если их невозможно подтвердить документально.Неэтичная – оскорбляющая чьи-то чувства, вкус и достоинство.

Любую плохую (с точки зрения Закона) рекламу он не допускает. Но кто будет решать, плоха ли вот эта уже существующая реклама и кого следует привлечь к ответу за ее изготовление?

Закон на вашей стороне! Если вы считаете, что пострадали от плохой рекламы (например,туристическая поездка обошлась вам в два раза дороже, чем обещала реклама турфирмы), – обращайтесь в суд. Если ущерб от недобросовестности заказчиков и изготовителей рекламы велик и они намеренно вводили нас с вами в заблуждение, – их можно привлечь даже к уголовной ответственности. В недавно вступившем в силу Уголовном Кодексе есть статья 182 oб ответственности за заведомо ложную рекламу, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Будьте осторожны! Доказать свою правоту не так-то просто. Например, чтобы привлечь обидчиков к уголовной ответственности, надо доказать, что вас злонамеренно обманывали, да еще имели при этом корыстный умысел. Но кто возьмется однозначно определить, верили ли руководители АО “АВВА” в идею “народного автомобиля” или только использовали ее для привлечения народных же денег?

Но не все потеряно. Виновные могут быть привлечены еще и к гражданской ответственности (то есть с них можно будет взыскать убытки и потребовать извинений). Вы можете подать иск о возмещении убытков, возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу, компенсации морального ущерба, публичном опровержении рекламы, вызвавшей ваш протест.

Будьте настойчивы! А мы непременно расскажем о новинках финансовой рекламы и обсудим их качество.