РЕКЛАМА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ЗАКОНУ

24, Июн 2015 by Admin in реклама,юридический вопрос     , , ,   No Comments

zakon o reklame

reklamaНадежда ШУЛЯК “Юридическая практика”

Государственный Комитет по делам защиты прав потребителей — организация, осуществляющая свою деятельность в нескольких направлениях. Одной из важнейших его функций, в соответствии со статьей 27 Закона Украины “О рекламе”, является осуществление контроля за рекламной деятельностью на Украине.

На сегодняшний день на Украине существует только один нормативный акт, который не в состоянии охватить весь объем правоотношений, сложившихся в этой области. Поэтому деятельность Комитета по защите прав потребителей также нацелена на разработку проектов нормативных актов, тем или иным образом связанных с рекламой.

Комитет по правам потребителей активно сотрудничает с Антимонопольным комитетом Украины, Госстандартом, Министерством информации, а также другими министерствами и ведомствами.

Одной из важнейших функций Комитета является также регулярное осуществление проверок на предмет выявления правонарушений. Они, как правило, регулярны и достаточно результативны. Приведем лишь несколько типичных примеров нарушения Закона Украины “О рекламе”.

Так, в г. Черновцы Комитет проводил проверку соблюдения законодательства о рекламе средствами массовой информации: радио, телевидением, прессой, а также субъектами, использующими наружную рекламу. В газете “Час” от 30 января 1998 года размещена реклама услуг по изготовлению и установлению жалюзи, кованого ограждения, гаражных ворот, бронированных дверей и так далее, изготовление оригинального облицовочного материала. В данном случае была нарушена статья 24 Закона Украины “О рекламе”, гласящая, что для рекламирования определенных видов деятельности, требующих специального разрешения, необходима обязательная ссылка на номер действующей лицензии и на орган, ее выдавший.

Следующее обнаруженное нарушение также является достаточно распространенным: 16 января 1998 года размещена реклама Черновицкого филиала акционерного коммерческого банка “Правекс–банк”, предлагающая осуществлять вклады с дивидендами до 42%. В данном случае нарушены два требования закона Украины “О рекламе” — нет ссылки на лицензию, наличие которой необходимо при рекламе услуг, связанных с привлечением средств населения (пункт 1 статьи 23 Закона), а также указан размер дивидендов, что запрещено (пункт 2 статьи 23 Закона).

23 января 1998 года размещена реклама Черновицкого филиала коммерческого банка “Приватбанк” с указанием конкретных размеров дивидендов, что, как уже указывалось, является нарушением Закона Украины “О рекламе”.

В газете “Буковина” от 3 января 1998 года размещена реклама алкогольных напитков с нарушением статьи 21 Закона.

При проверке газеты “Вечірня Вінниця” выявлены следующие нарушения: размещение рекламы гомеопатических препаратов, создающей впечатление, что при их использовании не является необходимой консультация специалиста–медика.

Магазин “Импульс” в г. Ужгороде разместил в рекламном еженедельнике “База” рекламу широкого ассортимента игрушек. При проверке было установлено, что у большинства игрушек не было сертификата качества.

Типичным нарушением законодательства о рекламе является размещение рекламы табачных и алкогольных изделий без помещения обязательной надписи о вреде для здоровья курения и употребления алкогольных напитков, а также информации о содержании в них вредных для здоровья веществ (пункт 2 статьи 21 Закона). Достаточно часто встречается также невыполнение требований пункта 6 статьи 21 Закона Украины “О рекламе” (рекламодатели определенных видов продукции обязаны направлять на изготовление социальной рекламной информации о вреде курения и употребления алкоголя не менее 5% средств, потраченных ими на распространение в пределах Украины рекламы табачных изделий и/или алкогольных напитков).

Несмотря на достаточно продуктивную деятельность, Комитет имеет ряд проблем. Одной из них, как и в большинство государственных органов, является недостаточное и некачественное техническое оснащение. Например, по словам работников Комитета, рассмотрение одного из судебных дел застопорилось из–за отсутствия ксерокса, на котором должны были быть размножены и представлены материалы дела. Комитету, к тому же, попросту не хватает штатных сотрудников, и, по словам, руководителя одного из отделов, особо остро ощущается нехватка юристов.

Материалы предоставлены управлением контроля в сфере рекламы государственного Комитета по защите прав потребителей.
Телефон: (044) 220–87–43.

Читайте также