Потребительский кооператив

31, Мар 2015 by Admin in административное право,вклады,деньги,права потребителей,юридический вопрос     , , , , ,   1 Comment

potrebitelskij kooperativ

СОДЕРЖАНИЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ: КОММЕРЦИЯ ВЫЖИВАНИЯ

До последнего времени потребительская кооперация существовала только в рамках системы Центросоюза. Формально он являлся объединением потребительских кооперативов, но на практике давно уже не был связан с вкладами своих членов. Сейчас начали создаваться независимые потребительские кооперативы граждан. На вопросы, связанные с этим движением, отвечает Ирина Долева) сотрудник Программно-аналитической службы Международной конфедерации обществ потребителей.


Что такое потребительский кооператив?

Потребительские кооперативы (далее П.К.) являются одной из действенных форм организации потребителей с целью улучшения, удешевления и стабилизации снабжения различными товарами и услугами. Через них непосредственно связываются производители и потребители. Основная цель деятельности П.К. – улучшение снабжения своих пайщиков.

П.К. создается на паевые взносы своих членов (размер их в каждом конкретном случае определяется уставом). При этом количество паев, вносимых одним членом, может ограничиваться. Но при этом сохраняется соотношение: один человек (пайщик) – один голос на общем собрании. Так обеспечивается демократизм управления кооперативом, где в равной степени могут участвовать относительно небогатые люди и обеспеченные.

Чем он отличается от других коммерческих структур?

П.К. – это, действительно, коммерческое предприятие. Но его деятельность нацелена не на получение прибыли, а в первую очередь на улучшение социального, экономического положения своих членов. Это, к примеру реализация пайщикам товаров или услуг по более низким ценам, созданы системы социальной защиты своих пайщиков (оплаченное медицинского лечение, отдых и т.д.).

А чем отличается потребительский кооператив от сбыто-снабженческого кооператива?

Между П.К. и производителем отсутствует традиционное звено – торгового предприятие. П.К. сам закупает товар у производителей и реализует по максимально низким ценам среди пайщиков, то есть цена товара очищена торговой прибыли. Однако цены на товары, которые реализуются П.К, членам кооператива, устанавливают на уровне рыночных цен, П.К. выступает уже как торговое предприятие.

Кто может стать членом потребительского кооператива?

П.К. может создаваться на предприятиях, в институтах, любых организациях или в микрорайонах, к примеру на базе Комитетов caмoyправления при РЭУ. При этом граждане, соединяя свои средства (паи), выбирают правление, которое управляет деятельностью П.К. Кроме того, в П.К. должны

работать коммерческий директор или коммерческая группа, естественно бухгалтер, кассир (или казначей) – можно на неполный рабочий день и получать за это соответствующее вознаграждение. При этом рядовые пайщики поручают им ведение всех дел П. К. и, соответственно, управление своими деньгами а сами могут работать в любом другом месте или не работать вообще.

Что дает потребительский кооператив своему пайщику ?

  • Во-первых, возможность получать товары непосредственно от производителей, оградив себя от злоупотреблений в торговле. Штат магазина П. К. (иных служб) формируется с согласия и при непосредственном контроле самих пайщиков.
  • Во-вторых, на свой пай член П. К. при условии прибыльной работы кооператива получает дивиденд. Кроме того, пайщик получает покупательский дивиденд (так делается в П. К. зарубежных стран, где и пайщикам, и не пайщикам товар отпускается по одной цене). Иными словами, по пересчету в конце года пайщику возвращается как бы часть средств, затраченных в течение года на покупки. Чем больше сделано покупок за год, тем выше покупательский дивиденд.
  • В-третьих, пайщик может реализовать через П. К. свои профессиональные возможности, ведь П. К. может развивать различные виды деятельности: скажем, курсы иностранных языков, вязания, службы по уходу за детьми, мини-мастерские по ремонту обуви, одежды, мебели, водопровода и.т.д. Кроме того, у многих людей остались нереализованными коммерческие способности, П. К.- это вариант собственного дела.

А у нас существуют независимые потребительские кооперативы?

Да, первый возник в Институте ядерной физики МГУ (г. Москва) в августе 1991 г., еще до введения Закона РФ “О потребительской кооперации”. Сейчас П. К. есть в том же МГУ, на мехмате, в Московском метрополитене (депо “Сокол”), в Арзамасе-16, в Егорьевске (Московской области), в Суздале, Таганроге и других городах.

Можно ли уже сделать какие-либо выводы о работе потребительского кооператива?

Итоги подводить пока рано. Но уже сейчас ясно – все П. К. развиваются поразному. И их “непохожесть” во многом диктуется условиями нашего дикого рынка и инфляцией. Последнее, в частности, вынудило П. К. временно, до лучших времен, отказаться от покупательского дивиденда в классическом его виде. В большинстве кооперативов товары продаются пайщикам сразу по ценам ниже рыночных. В цену дополнительно фактически включаются только транспорт и торговые издержки. Такая форма возврата пайщикам денег без задержки получила в П. К. “СКИФ” (МГУ) название “текущий покупательский дивиденд”.

Предположим, группа людей по месту жительства решила создать потребительский кооператив. Где им найти торговые площади?

Здесь должны помочь муниципальные власти городов. Сейчас, когда идет приватизация муниципальной и государственной собственности, множество граждан, которые чувствуют себя, и небезосновательно, обойденными приватизацией, могли бы через П. К. стать собственниками близлежащих торговых точек и развивать их для собственного блага. Для властей выигрыш прямой – это позволит несколько ослабить социальную волну недовольств приватизацией, с одной стороны, а с другой – снимет с них заботу по сохранению профиля торговых точек. Пайщики П. К. (они же жители микрорайона) сами проследят за сохранением профиля магазина.

С чего начать создание потребительского кооператива?

Программно-аналитическая служба Международной конфедерации обществ потребителей, при непосредственном участии которой создавались первые П. К., разработала Пакет по потребительским кооперативам. В этот Пакет кроме различных положений о работе П. К., Примерного устава потребительского кооператива, входит и так называемый Алгоритм внедрения. Начать нужно с формирования инициативной группы, которая занималась бы сбором людей в П. К., их информированием, формированием коммерческой группы, поиском потенциальных поставщиков, торговых площадей и разработкой учредительных документов.

Как зарегистрировать потребительский кооператив?

Регистрируются П. К., если это относится к России, по Закону “О потребительской кооперации” обычным путем в районных регистрационных палатах. Для регистрации необходим устав, протокол учредительного собрания, список участников собрания, а также традиционные для регистрации заявление, гарантийное письмо и квитанция об уплате госпошлины. Заметим, что все пайщики П. К. равны, поэтому нет учредительного договора: не делается различия между “учредителями” и другими членами П. К.

Существует ли какое-либо объединение независимых потребительских кооперативов?

В настоящее время образована рабочая группа по созданию Ассоциации независимых потребительских кооперативов при КонфОП. -В нее вошли представители уже работающих потребительских кооперативов, а также сотрудники Программно-аналической службы, которые помогали создавать первые независимые кооперативы. Посредством Ассоциации П. К. в первую очередь хотят объединить усилия для поиска производителей и поставщиков продукции, взаимодействия с зарубежными кооперативами.

Читайте также