Почему люди отдавали деньги “МММ”

24, Май 2016 by Admin in административное право,банковское право,деньги,проблемы общества     ,   No Comments

mmm mavrodi

Попытка понять почему люди отдавали деньги “МММ”?

Какие были стимулы?

Хорошо, что коровы не летают!

(Споют ли маленькие бабочки свою лебединую песню?)

  • Эпиграф:
  • Что с человеком ни делай,
  • он упорно ползет на кладбище

(М.М.Жванецкий)

О Сергее Мавроди и его детище уже сказано более чем достаточно. Куда интересней поговорить о тех людях, которые продолжают играть с Мавроди – об акционерах и владельцах билетов “МММ”, продолжающих снова и снова отдавать свои деньги, каждый раз получая взамен все более и более иллюзорные обязательства. И очевидно верящих в чудо, ибо больше надеяться не на что. Откуда такое желание лишиться заработанных денег?

Старые бойцы вновь в строю

Хроника жизни “МММ” за  один только год впечатляет.

  • Февраль, год 1994 – начало продажи акций по цене 1600 рублей.
  • К июлю их стоимость достигает 128000 рублей, появляются также “дольки” этих акций – так называемые билеты МММ.
  • Конец июля – скупка приостанавливается, после чего следует падение курса до номинала.
  • Август – сентябрь: плавный, несомненно искусственный рост курса обвалившихся акций, плюс появление новых “билетов” (“строительство второй пирамиды”).
  • Конец сентября – второй обвал котировок, в связи с “недобросовестностью работников компании” и последующим за этим “заявлением о коллективной отставке” руководства МММ.
  • Начало ноября – появление третьей серии билетов и вновь ничем не подкрепленный рост котировок (“третья пирамида”).
  • Начало декабря – г-н Мавроди вводит новые правила игры: прекращение одностороннего роста котировок билетов, определение курса на основе “биржевого” механизма. А для начала – снижение курса билетов третьего поколения почти в 4 раза.

Люди, которые уже дважды пережили обесценение своих вложений, оказались “кинутыми” в третий раз. Причем срок жизни каждой последующей пирамиды все короче, высота все ниже, но не смотря на это основание остается по прежнему неизменным. Очень хочется понять: кто же в такой ситуации готов доверить “МММ” свои деньги и поиграть в игру с постоянно меняющимися правилами?

Свято место … чтоб ему было пусто!

“МММ” войдет во все учебники по экономической истории постсоветской России. Причем не только из-за масштабов собранных компанией (а точнее – отданных людьми) денег, но и потому, что С.Мавроди первым гениально учел психологию российской широкой публики.

Президент “МММ” сделал ставку и выиграл (по крайней мере первые раунды) на человеческие пороки: на жадность, зависть и лень. Жадность, затуманивающая разум (взять как можно больше, вложив как можно меньше) успешно стимулировалась постоянной самокотировкой компанией своих акций. Зависть – которая неизбежно возникала к уже получившим деньги (почему он, а не я). Ну, а лень проявляется в том, что у российского обывателя есть вековечная мечта: вложить один раз деньги и жить всю жизнь припеваючи, “не ударяя палец о палец”. Помните: “Мы заработали деньги для себя, мы заработаем их и для вас”? Как приятно перекинуть на чужие плечи ответственность за преумножение своего капитала и получить ту самую ” уверенность в завтрашнем дне”, затратив при этом минимум усилий!

Несомненно, сыграло свою роль и то, что, как сказал бы социолог, публика у нас в финансовых вопросах непросвещенная и по-прежнему слепо верящая рекламе. Вообще доверчивость – вполне симпатичное качество в человеческом общении, но крайне пагубное для инвестора.

Эксперт по фондовому рынку скажет, что “в нестабильной экономике и при высоком уровне инфляции формируется особый стереотип инвестирования: инвестиции должны быть краткосрочными, высоко ликвидными и высокодоходными;. А значит, высоко рискованными. В данном случае вы вступили в игру, не зная ни ее правил, ни срока ее окончания, и продолжаете в нее играть!

Но ведь считается, что умный человек не наступает на грабли дважды (а тем более трижды)! Попробуй сейчас “Независимый нефтяной концерн” всплыть из небытия и объявить о привлечении денег хоть под 2000% годовых – вряд ли нашлось бы много желающих иметь с ним дело. Хотя чем черт не шутит.

Люди, желающие быть обманутыми, будут обмануты! Они будут искать новые “пирамиды” и “мыльные пузыри”, пока еще не запятнавшие своей репутации. А вот с “МММ” ситуация почему-то особая. Ей, а точнее ему по-прежнему доверяют. Откуда эта ничем не обоснованная вера что “этот не обманет”? Почему? Чем он лучше других?

 

Читайте также