Недобросовестная реклама товаров потребления

15, Июн 2015 by Admin in административное право,реклама,юридический вопрос     , ,   No Comments

nedobrosovestnaja reklama

Представим пример, когда предприниматель, рекламируя снижение цен на отдельные товары из всего ассортимента, создает впечатление общего снижения цен, чтобы заинтересовать потребителя посетить его торговую точку. Чаще всего для подобного рекламного трюка используются объявления о снижении цен, в которых размер цифры, демонстрирующей снижение, по отношению к общему массиву текста превосходит последний в несколько раз. Например:

СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТОВАРОВ ДО 30%

В результате в сознании потребителя остается информация: “Снижение цен” и “на 30%”, так как это первое, что бросается в глаза, и он уже готов посетить магазин предпринимателя. В немецком законодательстве подобный вид недобросовестных конкурентных действий запрещен статьями 6d (абзац 2 части (1)), 6е Закона “О пресечении недобросовестной конкуренции”.

Хотелось бы обратить внимание еще на один вид недобросовестной конкуренции, запрещенный в Германии, и нашедший благодатную почву в нашей стране. Речь идет о статье 6b Закона Германии “О пресечении недобросовестной конкуренции”:

Статья 6b. Разрешения для конечных потребителей

Лицу, которое в целях конкуренции в ходе своих деловых отношений с конечным потребителем выдает последнему разрешение, свидетельство или какой-нибудь другой документ, являющийся основанием для последующего приобретения товаров со скидкой и одновременно продает другим потребителям товары со скидкой и без предъявления подобных документов, может быть запрещено проведение подобной практики за исключением, когда подобные разрешения рассчитаны на единоразовое приобретение товаров. Подобные разрешения выдаются единоразово для каждой покупки”.

Очевидно, немецкий законодатель имеет в виду так называемую “дисконтную систему”, суть которой состоит в том, что потребитель, покупая дисконтную карточку, получает разрешение на покупку любых товаров со снижением цены в магазинах дисконтной системы. Итак, теперь потребитель вынужден каждый раз искать магазины только этой системы (на их витринах помещены специальные наклейки-обозначения) и только там приобретать товары (заказывать услуги), рассчитывая на скидки. Это — разновидность недобросовестной конкуренции, состоящая в принудительном ограничении свободы выбора потребителя и навязывании покупок товаров (заказа услуг) только в определенных местах. Доходы же остальных конкурентов-предпринимателей напрямую зависят от того, являются ли они членами дисконтной системы или нет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ СПОСОБОВ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ (УСЛУГ)

Основными в данной категории недобросовестных конкурентных действий являются злоупотребления специальными формами продажи, не привычными для повседневной деятельности и направленными на то, чтобы заинтересовать потребителя путем предоставления определенных преимуществ, в частности, путем существенного снижения цен:

1) сезонные распродажи;

2) распродажи в связи с реконструкцией торгового помещения;

3) юбилейные распродажи;

4) распродажи в связи с чрезвычайными обстоятельствами (в результате причинения вреда огнем, водой, стихией, другими, не зависящими от воли предпринимателя обстоятельствами).

Порядок организации и проведения этих специальных форм уменьшения товарного запаса урегулирован статьями 7 и 8 Закона “О пресечении…”.

И, хотя украинские предприниматели часто обращаются к подобным видам распродаж, порядок их проведения не регулируется конкурентным законодательством нашей страны.

Довольно распространенным способом введения в заблуждение потребителей и сбыта собственной продукции является система, которая в немецком законодательстве получила название “Снежный ком”. За ее использование в Германии предусмотрена уголовная ответственность (статья 6с Закона “О пресечении …”). Суть данной системы, уже получившей распространение на Украине, состоит в том, что лица, которым необходимо сбывать свой товар, лично или через посредников предпринимают действия для того, чтобы заинтересовать потребителей-некоммерсантов купить товары (заказать услуги), обещая при этом предоставить определенные преимущества в том случае, если некоммерсанты приведут с собой следующих покупателей. Под некоммерсантами подразумеваются лица, не нуждающиеся в подобных “навязанных” товарах (услугах) вообще или в таком объеме.

Украинские дельцы довольно широко используют систему “Снежный ком”, предлагая гражданам посетить разного рода презентации с целью ознакомления с “новыми” товарами или услугами и красноречиво рассказывают о возможности заработать немалые деньги или открыть собственный бизнес. Всего-то и надо, что купить “стартовый товар” — ящик стирального порошка или десяток матрацев, излечивающих от бессонницы — тут, на месте, “по самым минимальным ценам”, и все проблемы будут решены! Причем значительные скидки на товар предоставляются только в том случае, если некоммерсанты приведут с собой еще каких-нибудь покупателей. Иллюзия быстрого и легкого обогащения толкает людей отдавать последние деньги за товар, который затем мертвым грузом оседает дома…

Читайте также