Моральна ли юридическая пеклама

15, Июн 2015 by Admin in реклама     , , ,   No Comments

juridicheskaja reklama

ЮРИДИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА
Нормальное явление или нарушение профессиональной этики

Двадцать девять процентов юристов считают, что рекламировать юридические услуги не только можно, но и нужно. Причем, без всяких ограничений. Еще шестьдесят пять процентов правоведов не видят ничего плохого в рекламе юридических услуг, отмечая лишь, что нужно знать меру и не злоупотреблять так называемой “агрессивной” рекламой. И только четыре процента юристов считают, что рекламировать правовые услуги нельзя “ни под каким соусом”. Именно такие данные мы получили в результате опроса, проведенного “Юридической практикой” посредством всемирной компьютерной сети Интернет.

Полученные итоги нас несколько удивили, поскольку уже достаточно продолжительное время отечественная юридическая общественность активно обсуждает эту проблему и противников “юридической” рекламы нам приходилось встречать ничуть не реже, чем ее сторонников. Например, представители таких известных на Украине юридических фирм как “Юридическое бюро Рыжего”, “Украинская иностранная юридическая коллегия”, “Василий Кисиль и партнеры”, “Адвокатская фирма “Сергей Козьяков и партнеры” (все входят в 50 ведущих фирм по рейтингу “ЮП”) неоднократно отмечали, что являются противниками рекламы юридических услуг в любых ее проявлениях.

Впрочем, встречались и другие мнения. Самый яркий пример — “Проксен”. Все(!!!) юристы, с которыми удалось поговорить корреспондентам “Юридической практики” при подготовке этого материала, обязательно вспоминали в разговоре юридическую фирму “Проксен” как самого активного рекламодателя, юридический бизнес которого от этого ничуть не пострадал.

Предлагаем Вашему вниманию несколько позиций по спорному вопросу. Какая из них Вам ближе, определите сами.

Александр КИФАК, юридическая фирма “АНК”:

— Обе стороны данного спора, как нам кажется, несколько категоричны и правы лишь отчасти. Те юридические фирмы, которые слишком активно рекламируют свою деятельность, называя себя самыми-самыми, возможно, забывают об этике и не только юридической. По нашему мнению, должна присутствовать скорее информация о тех видах юридических услуг, которые данная фирма предоставляет клиентам, нежели самореклама достоинств самой фирмы, как таковой. Последнее — прерогатива клиентов. Другие юристы, считающие любой вид рекламы “признаком юридического бескультурья”, наверно, тоже не совсем правы. Как, например, не прибегая к рекламе, сообщить о себе клиенту, находящемуся за тысячи километров от вас? Или, скажем, клиенту, впервые прибегшему к юридическим услугам и подсознательно доверяющему “известной, разрекламированной” фирме? В таких случаях, для успешного распространения информации о вашей фирме, как нам кажется, следует использовать новые информационные технологии, например всемирную сеть Интернет. В быстро прогрессирующем развитии этих технологий видится нам вся последующая объемная рекламно-информационная деятельность.

Возможно эти две стороны не противоположны, а являются последовательными звеньями одной цепи: сначала юридическая фирма предоставляет информацию о своих услугах, а потом, после удачной работы с клиентами, последние сами распространяют позитивную информацию.

Даниил КУРДЕЛЬЧУК, “Укринюрколлегия”:

— Я консервативен и поэтому считаю, что правило, существующее в англо-саксонской правовой системе, запрещающее адвокатам саморекламу, должно действовать и у нас. По моему глубокому убеждению реклама юриста, адвоката в форме саморекламы этически неприемлема. Однако такой подход разделяют далеко не все.

Применительно к деятельности нашей фирмы, я допускаю лишь наличие непрямой рекламы, скорее информирования потенциальных клиентов. Это могут быть публикации в прессе по той или иной теме, на которой специализируется наша фирма. В такой публикации можно поместить телефоны юридической фирмы. Другой вариант — это публикация объявления о розыске наследников, в случае когда открылось наследство за рубежом. В таком объявлении также помещаются телефоны и адреса фирмы. Подобная реклама, попадающая к потенциальным клиентам через информационный материал, по моему мнению, допустима в деятельности юридической фирмы.

Людмила ШВЕЦ, юридическая консультационная фирма “DML”:

— Юридический бизнес — это реализация (de facto — торговля) своих профессиональных возможностей по предоставлению консультационных и других услуг правового характера. А, как известно, двигатель торговли — реклама. Поэтому, подчиняясь законам рынка, юридическая компания просто обязана заниматься своей рекламой. По нашему мнению, такая реклама несет в себе информационную функцию: потенциальный клиент должен узнать о наличии фирмы и заинтересоваться получением ее услуги. Другое дело, что на определенном этапе развития фирмы необходимость информировать о себе рынок у нее отпадает. Ее известность, уровень говорят сами за себя, клиенты приходят по рекомендациям, громкие дела попадают в прессу и т.п. (не поэтому ли в среде противников рекламы все больше крупные юридические компании —ред.).

Что же касается возможных способов рекламы, то наиболее эффективным видится реклама косвенная, например, публикации консультаций в прессе, правовая поддержка серьезных , в том числе, государственных проектов и т.п.

Сергей КРЫЖАНОВСКИЙ, юридическое бюро “Крыжановский и партнеры”:

— Каждый день у граждан возникает потребность в помощи при судебных спорах, при обращении в государственные органы, при составлении договоров и т.д. Для того чтобы быстро и качественно решить их проблемы, им необходимо обратиться за квалифицированной помощью юриста.

Итак, откуда человек может получить информацию о том, что существуют такие-то фирмы, где находятся их офисы, какие виды юридических услуг в них оказывают, кто конкретно занимается в этих фирмах юридической практикой? Именно поэтому обязательно нужно рекламировать юридические услуги. В результате рекламной кампании фирма имеет возможность приобрести клиентов, а люди — квалифицированную юридическую помощь

Существуют юридические фирмы, которые проводят активную рекламную кампанию (например, “Проксен”), но в целом я не одобряю постоянную агрессивную рекламу, так как она не говорит ни о чем, кроме как о названии фирмы. Мне кажется, что привлечение клиентов посредством такой рекламы не является эффективным. Я считаю, что агрессивность рекламы нужна только для того, чтобы заявить о себе, а дальнейшее её использование неуместно.

Алексей ТЕМНЕНКО, юридическая фирма “ДОПОМОГА”:

— Вопрос рекламирования юридических услуг не бесспорен. С одной стороны, вроде бы не принято юридической фирме рекламировать себя, а с другой — “Проксен” дает рекламу где только можно, и ничего, нормально себя чувствует.

Мы некоторое время не могли определиться, какую политику выбрать нам. В конце концов, решили рекламные объявления не давать, но: а) принимать участие в конференциях, семинарах и т.п.; б) публиковать статьи в нормальных изданиях; в) усилить работу с клиентами (переписка, встречи); г) выполнять неоплачиваемую, но интересную и полезную для нас (в рекламных целях) работу для ряда государственных организаций.

Владимир РЫЖИЙ, “Юридическое бюро Рыжего”:

В данном вопросе я резко категоричен: ни юристы, ни врачи не имеют права рекламировать свои услуги. Кстати, об этом говорит и западный опыт, где реклама юриста зачастую означает, что у этого правоведа серьезные профессиональные проблемы.

Рассуждая на тему рекламирования юридических услуг, я очень часто привожу пример из моей собственной практики. Когда мы вели переговоры о сотрудничестве с одной крупной американской юридической фирмой, первый вопрос, который они хотели выяснить, рекламируем ли мы свои услуги. Отсутствие рекламы явилось для них весьма положительным фактором.

Однако, следует очень четко разграничивать понятия “реклама” и “информация”, что отнюдь не одно и то же. Выступления в прессе по проблемным вопросам, юридическая поддержка крупных проектов — подобные шаги следует только приветствовать. Если же говорить о клиентах, то лучший способ их привлечения — рекомендации. В юриспруденции, как и в медицине, клиент, получивший квалифицированную помощь, не только вернется сам, когда у него возникнет такая необходимость, но и приведет своих коллег, знакомых. Для этого нужно лишь качественно делать свою работу, а реклама — она, в данном случае, не уместна.

Что ж, вот такие, зачастую, прямо противоположные мнения бытуют в юридической среде. И все же, следует отметить, что украинский Закон не запрещает юристам рекламировать свои услуги. Единственное законодательное требование для юристов-предпринимателей — указание в рекламном объявлении на дату и номер лицензии. Нет на Украине и серьезных общественных юридических организаций, которые своим авторитетным мнением могли бы “озвучить” единый подход. Как следствие, сегодня каждый волен самостоятельно определить свою позицию, однако знакомство с мнением коллег еще никому не вредило.

Читайте также