Компенсации акционерам чековых фондов

22, Ноя 2014 by Admin in банковское право,вклады,права потребителей,проблемы общества     , , , , , ,   No Comments

22 августа Попечительский Совет Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров принял решение выплатить обманутым вкладчикам – инвалидам войны компенсацию.
Решено, что инвалиды ВОВ получат из фонда компенсацию своих потерь в размере вкладов, вложенных в финансовые пирамиды, но не более 1 миллиона рублей.
Вкладчики банков и страховых компаний компенсаций не получат – этими учреждениями занимаются другие ведомства. Все компании, по вкладам в которые положены компенсации – так называемые “нелицензированные финансовые компании” и чековые фонды – разделены на два списка: общероссийских (межрегиональных) компаний и региональных компаний. Разница между списками состоит в следующем.

В первый список включено 14 компаний, которые собирали деньги сразу во многих городах России. (Правда, на самом деле компаний 13 – просто по непонятной причине, АОЗТ “Тандем” и АОЗТ “Концерн “Тибет” учтены, как две разных организации, хотя общеизвестно, что это одно и то же.) При поступлении из других любого региона списков инвалидов ВОВ – вкладчиков этих компаний, решение о компенсации будет приниматься автоматически.
Сложнее с региональными компаниями. Их на сегодняшний день в списке 32. По мере поступления сведений из регионов, этот список будут пополняться, но каждый раз особым решением Попечительского Совета. (Исключение составляет Москва – здесь список уже заочно утвержден.) Любопытно, что в региональный список попали компании, которые по нашим сведениям работали не в одном регионе, а по всей стране. Это касается чековых инвестиционных фондов, имена которых также есть в списке для компенсаций.
Вообще вопрос о компенсациях акционерам чековых фондов вызвал наибольшие споры среди членов Попечительского Совета.

Дело в том, что природа вложения денег в акции фондов отличается от вкладов в финансовые компании – в первом случае у финансового учреждения не возникает твердых обязательств перед вкладчиком. Поэтому заявление о компенсации акционерам, не получившим дивиденды – очень опасный прецедент.
Но, с другой стороны, среди чековых фондов и акционерных обществ есть такие, акционеры которых не получат никогда и ничего – они с самого начала создавались для мошеннических целей. В итоге голосования победила следующая позиция: поскольку Федеральный фонд создан для защиты не только вкладчиков, но и акционеров, и, согласно устава, должен компенсировать их потери не только на финансовом, но и фондовом рынке, то компенсации акционерам ЧИФов из фонда возможны. Правда, с каждым фондом, конечно, надо разбираться отдельно.
К чему приведет это популистское решение предсказать не трудно – в фонд посыплются требования о компенсации от акционеров крупнейших компаний – “Олби-Дипломат”, “Дока-хлеб”, AVVA и т.д.
На заседании Попечительского совета был утвержден список чековых фондов, акционеры которых получат компенсацию. При ознакомлении со списком возникает вопрос: не попали ли в него структуры, которые продолжают более или менее успешно работать на рынке и никуда не “сбежали”, то есть заведомо не являются мошенническими? Например, такой вопрос возник по поводу появления в списке ЧИФ “Первый ваучерный”.
Сотрудники Федерального фонда, готовившие список, утверждают, что речь идет не о ЧИФ “Первый ваучерный инвестиционный фонд” – самом большом по числу акционеров российском фонде, входящем в финансовую группу “Пионер”, фонде, акционером которого является сам Президент Ельцин. Они утверждают, что ЧИФ “Первый ваучерный” – это фонд, зарегистрированный не в Москве, а в Республике Коми (по нашим данным, такого фонда нет), откуда и поступили документы на компенсацию его акционерам. Так это или нет -покажет время.
Согласно Положению о компенсационных выплатах, для того, чтобы вкладчик – инвалид получил право на компенсацию, его имя должно попасть в список, утвержденной администрацией региона и переданный в Федеральный Фонд. На сегодняшний день такие списки получены только из 10 регионов России. Это Республики Бурятия и Коми, Белгородская, Вологодская, Омская и Тамбовская области, а также города – Малоярославец (Калужская область), Сосновый Бор (Ленинградская область),

Бердск и Новосибирск (Новосибирская область). Именно вкладчики – инвалиды, проживающие в этих местностях получат компенсацию. Власти других городов и областей списков пока не представили.
Никаких дополнительных бюджетных средств для компенсаций фонд не получал. Не имеет никакого отношения к компенсациям и 31 миллион долларов, полученный российским правительством от Всемирного банка для создания системы по защите прав вкладчиков. Средства для компенсаций – это те самые 2% денег от приватизации, которые фонд должен получать в свой бюджет согласно Указу Президента РФ №1157. В 1996 году фондом было получено 6,9 млрд рублей. На те выплаты, о которых сегодня идет речь (инвалидам ВОВ первой группы из 10 регионов России) направляется 67,2 млн рублей.
Решение о компенсациях вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Эта неоднозначная реакция в свою очередь вызвала возмущение среди большинства членов Попечительского Совета. Так, на заседании, состоявшемся на прошлой неделе, бурному обсуждению и критике была подвергнута статья И.Ясиной “Мы заплатили за жадность”, опубликованная в журнале “Итоги”. Статья, прямо скажем, не является шедевром журналистики и написана, что называется, “левой ногой”. Ее основная мысль, что компенсации инвалидам – это тоже самое, что компенсации проигравшим в рулетку.
Но любопытно, что Попечительский совет поставил этот материал в один ряд с финансовыми трудностями Федерального фонда и словам Президента о налоговой амнистии (большинство лидеров вкладчиков почему-то уверено, что речь идет о том, что украденные у них деньги будут признаны полученными их нынешними владельцами законно), а также попытку Центрального Банка РФ нанести очередной удар по ФОГФу.

 Деньги кончились на земле

Вместе с тем дальнейшая счастливая судьба самого Федерального фонда защиты вкладчиков вызывает большие сомнения. Связано это с двумя проблемами – отсутствием денег на его дальнейшее функционирование и низкой эффективностью этого самого функционирования.

ФОГФ – структура необычная. По статусу он “общественно-государственный”, то есть его учредителями являются как государственные структуры (ГКИ, ФКЦБ и РФФИ), так и общественные организации вкладчиков. Законодательством такая организационно-правовая форма не предусмотрена, поэтому для регистрации фонда в свое время потребовались специальный Указ Президента и вся энергия Председателя ФКЦБ Д.Васильева. Общественно-государственный статус был выбран не случайно – это позволяло с одной стороны, выступать как представитель государства при переговорах с финансовыми компаниями и организациями вкладчиков, получать финансирование из госбюджета (отчисления от приватизации) и под его гарантии (займы Мирового банка), а с другой стороны, оставаться формально неподконтрольным государству и декларировать тесную связь с обществами вкладчиков.

Основным источником финансирования деятельности фонда был специальный займ от Мирового банка, полученный еще в период президентских выборов – те самые 31 миллионов долларов, о которых было очень много разговоров в прессе. Планировалось, что тратя доллары, ФОГФ “раскрутится”, найдет и получит в свое управление имущество сбежавших компаний и продолжит работать на основе, так сказать, самоокупаемости и самофинансирования.
Но летом 1997 года эти доллары кончились, а имущество так и не нашлось. Сотрудники фонда отправлены в неоплачиваемые отпуска, а сам фонд осенью 1997 официально “временно приостановил свою работу”.

Что касается приватизационных денег, то их получено свыше 20 млрд рублей, но с ними происходит что-то неясное. Объявлено, что они пойдут на компенсации пострадавшим вкладчикам – то есть на реализацию цели, для которой и создан ФОГФ. Но пока приняты решения только по инвалидам войны из некоторых областей России – для выплаты этим людям потребуется не более 200-300 миллионов рублей. Как будут расходоваться остальные “приватизационные” деньги, особенно если учесть, что персонала в ФОГФе не осталось?
Но наиболее печальна ситуация с проектами ФОГФа по ликвидации и преобразованию общероссийских финансовых компаний – в первую очередь, “Русского дома селенга” и компании “Хопер-инвест”. Федеральная ликвидационная комиссия “РДС” работала под прямым патронажем фонда и чуть ли не на его деньги.

Но и здесь очень много неясного.
Например, непонятно, где находятся документы, собранные в свое время организациями вкладчиков, когда РДС собирались преобразовывать в ПИФ;непонятно, какие активы реально смогла разыскать ликвидационная комиссия;когда закончится регистрация вкладчикови почему об адресах приема претензий нигде официально не сообщается.
В общем, мягко говоря, результаты работы Федеральной ликвидационной комиссии неоднозначны. Как может быть исправлено положение в нынешних финансовых условиях тоже непонятно.
Еще хуже дела обстоят с “Хопром”. Здесь, похоже, действиями ФОГФа вкладчикам компании был нанесен прямой материальный ущерб

Мораль сей басни такова. Основная беда ФОГФа в том, что он с самого начала не имел сколько-нибудь ясной программы работы: его руководители при ответе на этот вопрос либо отмалчивались, либо ссылались на вот-вот грядущие изменения в законодательстве, которые все прояснят. Крах ФОГФа означает, что экспериментальная проверка модели “глобального государственного защитника прав вкладчиков” показала ее нежизнеспособность. Государству в этой сфере остается довольствоваться функциями контролера, что, впрочем, ему более свойственно и чем предлагали заняться ФОГФу многие здравомыслящие лидеры вкладчиков. Остается добавить, что ФОГФ может быть ликвидирован (как и любой другой фонд) только по решению суда.

Читайте также