Клиент всегда прав?

02, Дек 2015 by Admin in административное право,история права,права потребителей     ,   No Comments

potrebitel

Проблема защиты прав потребителя является актуальной и животрепещущей с момента возникновения примитивных отношений меновой торговли. С развитием товарно-денежных отношений и параллельным возрастанием роли права в обществе соответственно развивалась и обретала новые черты практика обеспечения прав потребителя на товар надлежащего качества и кондиции.

Следует отметить, что основной упор исторически делался на потребности государства, которое во все времена выступало гигантским потребителем всевозможнейших товаров для своих многочисленных нужд.

Постепенно, с развитием института частной собственности, наступает время нормативного регулирования обязательной ответственности продавца за реализацию некондиционного товара. Примером соответствующей нормы может служить пункт 2 Артикула 4 Статьи двадцать восьмой “Прав, по которым судится малороссийский народ” (памятник украинского права ХVIII века). Названный пункт озаглавлен так: “Кто бы товары продал ручась, а после в них бы явился обман или порча”. Если покупатель обнаруживал в таких товарах “каков фалш”, продавец “[те] свои товары без всякого прикословия у купца принять, а деньги все и задаток ему возвратить должен, на кого же доведается, что те товары сфалшовал, сам ли продавец или кто другий от кого он имеет, такий обманщик штрафован быть должен…” (далее следует отсылка относительно размера штрафа).

Следует отметить, что государство могло тем или иным образом регулировать вопросы защиты прав потребителей не во всех секторах экономики. Так, всегда существовал неподконтрольный “теневой” или криминальный сектор со своей своеобразной спецификой. Факты, зафиксированные в 20–х годах нашего века, повествуют, например, о таких казусах:

— отсутствие реальной ответственности продавца за продажу товара (краски для волос), не обладающего указанными в рекламе свойствами (смотри И. Ильф, Е. Петров “Золотой теленок”);

— попытка покупателя получить сатисфакцию за моральный ущерб, вызванный недостачей части партии крепких алкогольных напитков, поставленных по внешнеэкономическому контракту из Советской России в США (смотри кинофильм “Дежа вю”).

Изучение исторического аспекта становления защиты прав потребителя в его вечном противостоянии с различными продавцами еще ждет своего исследователя — ведь проблема такая же извечная и непреходящая, как уже ставшие привычно-хрестоматийными диалектические антитезы щита и меча, труда и капитала, спроса и предложения.

Вторая половина ХХ века ознаменована кардинальным поворотом международного права и правовых систем государств к интересам, правам и свободам индивида, личности, а также всеобщим креном в сторону защиты интересов потребителя, признанием их приоритета, что выглядит несколько дискриминационно по отношению к производителю.

Особое внимание в этом контексте исследователями уделяется опубликованию специального послания президента США Дж. Ф. Кеннеди о защите прав потребителей (15 марта 1962 года). В этом послании впервые был последовательно сформулирован принцип преимущества интересов потребителя над интересами производителя и приведен перечень прав потребителя, который приобрел в дальнейшем широчайшее признание. ООН провозгласила 15 марта Всемирным днем потребителя.

К настоящему времени в развитых странах Запада сформировалась соответствующая правовая традиция, защитниками основ которой являются государства, их органы и продуцируемые ими нормы (выступающие опять–таки материальной основой для судебной защиты прав потребителя). Родился и постоянно внедрялся в коллективное “бессознательное” сознание лозунг — “Потребитель всегда прав!” (вариант — “Клиент всегда прав!”). Такой подход (в случае споров производителя с покупателем) ставит под сомнение классический, ключевой принцип гражданского судопроизводства — принцип равноправия сторон в процессе. Эта идея, обойдя все границы и прозрачные преграды “железного занавеса”, в начале 90–х годов стала проникать и в страны бывшего соцлагеря. 

Не станем отрицать, что закон призван регулировать большой пласт гражданских правоотношений, затрагивающих всех граждан России(ведь каждый из нас является потребителем). Польза закона также очевидна, если учесть низкий уровень обслуживания и качества производимого товара и так называемый “ненавязчивый советский сервис”, процветающий у нас сплошь и рядом. Однако необходимо учитывать и тот фактор, что нельзя слепо копировать и переносить даже прогрессивный зарубежный опыт на еще неподготовленную национальную почву. Ведь ни для кого не секрет, что после внесения в Закон “О защите прав потребителей” ряда существенных изменений и дополнений, он стал определенным бременем для национального товаропроизводителя. Следует ли удивляться, что с 1991 года объемы промышленного производства сократились почти в пять раз! Памятуя о наших с вами правах, дорогой читатель, правах потребителя, все же хочется замолвить слово и о национальном товаропроизводителе. Ибо, как показывает история промышленного прогресса и производственного роста развитых западных стран, от вовремя принятых мер протекционистского характера по отношению к производителям в конечном итоге выигрывают все — и производители, и государство, и потребители.

Читайте также