Использование рекламы для недобросовестной конкуренции

15, Июн 2015 by Admin in реклама     , , ,   No Comments

nedobrosovestnaja reklama

Опыт Германии в области регулирования рекламной практики

Становление и развитие цивилизованных рыночных отношений как на Украине, так и в любой другой стране подразумевает наличие прочной правовой базы. Правила, закрепляющие честные, добропорядочные принципы ведения предпринимательской деятельности и конкурентной борьбы должны быть общеобязательными для всех участников рынка. Обращение при разработке законопроектов к опыту стран с развитой рыночной экономикой, его всесторонний анализ помогают быстрее оценить ситуацию, сделать необходимые прогнозы.

Например, в Германии — стране с устойчивыми традициями ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, в области конкурентного права действует специальное законодательство, фундаментом которого является Закон о пресечении недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 года, а также Закон о снижении цен от 25 ноября 1933 года, Постановление о премиях от 9 марта 1932 года, Постановление о специальных продажах от 4 июля 1935 года, Постановление о сезонных распродажах от 13 июля 1950 года, Закон против ограничения конкуренции от 1990 года.

Как известно, область конкурентного права включает в себя как законодательство о монополиях, так и положения о пресечении недобросовестной конкуренции, объектом правового регулирования которых являются конкурентные правоотношения. Законодательство о монополиях регулирует конкурентные отношения в хозяйственном обороте в целом, а нормы законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции содержат честные (добросовестные) способы осуществления конкурентной борьбы. В том числе, речь идет и о правилах рекламирования своей деятельности.

СРАНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА

В немецком Законе о пресечении недобросовестной конкуренции (Das Gesez gegen den unlauteren Wettbewerb) нечестным способам рекламирования отводится особое место. Данный вид недобросовестной конкуренции являлся наиболее распространенным в немецкой практике, ввиду чего законодатель определяет и запрещает наиболее тяжкие из подобных проявлений. Характерная черта недобросовестного поведения — введение потребителей в заблуждение относительно качества, происхождения, производства, ценообразования, количества товара, имеющегося в наличии, наличия определенных наград и проч. (статьи 3, 4, часть 2 статьи 5, статья 6 а, b, c, d, e Закона о пресечении недобросовестной конкуренции).

Следует сказать, что данный вид недобросовестных конкурентных действий довольно распространен на Украине, но практически совсем не закреплен на законодательном уровне. Единственная статья 7 “Сравнительная реклама” Закона Украины “О защите от недобросовестной конкуренции” не охватывает всего разнообразия способов введения украинских потребителей в заблуждение. В печатных СМИ, на телевидении часто используется так называемое изображение-приманка, сопровождающее рекламное предложение. В немецком законодательстве использование подобных “приманок”, вводящих в заблуждение потребителей, считается эквивалентным распространению сведений, вводящих в заблуждение относительно качества, происхождения, производства товаров, особенностей ценообразования и проч., и карается лишением свободы на срок до двух лет или наложением штрафа (часть 2 статьи 5 Закона). На Украине же ввиду отсутствия запрета такого рода недобросовестного поведения отдельные предприниматели часто используют подобные приманки, и это не является нарушением. Например, такая уважаемая организация, как банк “Правэкс” привлекает клиентов следующим образом.

Реклама “Правэксбанка” в СМИ — КРЕДИТЫ ДЛЯ ЛЮБЫХ ЦЕЛЕЙ — содержит изображение под названием “Простая схема вашего успеха”: на красочной картинке изображен “кредит” — кучка монет, — который банк предоставляет клиенту. Затем стрелка на схеме указывает на большую груду монет с названием “Ваша прибыль”; последняя же кучка монет в этой финансовой цепи — “Возвращение кредита”. Характерно, что размер кучек “Кредит” и “Возвращение кредита” совершенно одинаковый. Создается впечатление, что банк предоставляет абсолютно беспроцентный кредит — сколько клиент взял, столько и должен возвратить. Конечно, если потребитель “клюнул” на подобный рекламный трюк, остается надеяться, что в самом банке ему объяснят условия возвращения кредита и он постепенно сообразит, что “схема успеха” не так проста, как казалось из рекламного объявления. Однако собственное время уже потрачено, а надежды не оправдались, и хуже всего, если потребитель все же рискнет испробовать такой способ стать богаче, не разобравшись в сути дела. Следует сказать, что автор статьи неоднократно видела данную рекламу в газетах “Киев на ладонях” и “РИО”, то есть эта “ошибка в изображении”, видимо, срабатывает, если уж она так часто повторяется! Появись такая реклама в немецких СМИ, банк ожидали бы неприятности.

Или, например, рассмотрим статью 7 “Сравнительная реклама” Закона Украины “О защите против недобросовестной конкуренции” в несколько ином контексте. Так, речь в ней идет о запрете использования сравнительной рекламы в тех случаях, когда сравниваются товары, работы или услуги одного субъекта хозяйствования с товарами, работами или услугами других (естественно, в пользу первого). Вполне понятно, что украинский законодатель ставит всех конкурентов в равные условия и право судить о конечном качестве продуктов предоставляет самим потребителям. Однако данная статья не затрагивает такой способ конкурентной борьбы, как сравнение цен на товары или услуги одного субъекта с ценами на аналогичные товары или услуги другого субъекта.

Читайте также