Государственный банк Российской империи

24, Июл 2017 by Admin in банковское право,деньги,история права     ,   No Comments

gosbank ross imperija

ДЛЯ ОЖИВЛЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОБОРОТОВ И УПРОЧЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ…

Надежда ВОЕВОДСКАЯ,

д.э.н., профессор

Вадим ПРОШКИНАС,

экономист

Попытка упорядочить денежную систему была предпринята почти за двадцать лет до того, как был учрежден Государственный банк Российской империи.

Государственный банк Российской империи

В тот период в стране был объявлен серебряный монометаллизм и учреждены государственные кредитные билеты, заменившие прежние ассигнации и депозитные билеты. Однако расходы на Крымскую войну 1853-1856 годов вновь заставили правительство выпускать кредитные билеты, число которых превысило установленные законом нормативы достаточности разменного фонда. Одновременно в кредитных учреждениях увеличивалось количество платных вкладов, не находивших применения — промышленность и торговля не получали кредитов, а банки терпели убытки из-за невозможности разместить платные депозиты. Виной тому были многочисленные ограничения на размеры, срочность кредитов и виды залога. Банки неохотно выдавали ссуды под залог товаров, предпочитая брать в качестве такового государственные ценные бумаги. Долгое время в залог не принимались товары иностранного производства, что ограничивало внешнеторговые отношения.

Динамика изменения капитала и отделений Государственного Банка

Подобное положение вещей, как и чрезмерная централизация капиталов, привело к краху денежно-кредитной системы в 1854 году, когда был прекращен обмен кредитных билетов на звонкую монету и запрещен вывоз золота за границу. Стране был необходим новый финансовый институт, который обеспечил бы стабильность финансовой системы и вместе с тем развивал ее сообразно требованиям нового времени. Создание Государственного банка стало первым шагом перехода к централизованной денежно-кредитной системе, что было обусловлено потребностями экономического развития страны. Особенностью нового экономического строя стало усиление поддержки государством частного сектора экономики — с акцентом на развитие различных отраслей народного хозяйства и системы частных банков.

31 мая 1860 года император Александр II подписал указ о создании Государственного банка Российской империи. Одновременно был утвержден его первый устав. Банк начал функционировать 1 июня 1860 года и стал первым банком капиталистической системы. По мнению И. Гиндина, «в отличие от центральных банков других стран, Государственный банк являлся органом не только денежно-кредитной, но и общеэкономической политики царского правительства с характерным для нее широким государственным вмешательством в хозяйственную жизнь»1.

Деятельность Государственного банка на первом этапе его развития неверно рассматривать как деятельность самостоятельного, независимого финансового института. По мнению большинства исследователей, он в большей или меньшей степени был подконтролен министерству финансов, будучи в значительной мере его вспомогательным учреждением. Министр финансов по уставу был «главным непосредственным начальником банка». Управляющего банком назначали Указом Императора.

Надзорные функции были возложены на Совет государственных кредитных установлений, который выбирал двух депутатов — по одному от дворянства и купечества — для наблюдения за тем, чтобы банк неукоснительно соблюдал устав, определявший условия учета векселей, выдачи ссуд, приема залога и другие операции. Третьего депутата председатель совета назначал от правительства — из ведомства государственного контроля, по согласованию с его руководителем. Присутствуя на заседаниях правления банка в течение всего года и проверяя его действия, депутаты были обязаны докладывать о положении дел Совету государственных кредитных установлений. Структура управления, показанная на схеме, обеспечивала многоуровневый и многоступенчатый контроль над всеми операциями Государственного банка, что способствовало выполнению уставных задач и возложенных на него функций.

Вопрос о самостоятельности государственного банка ставится уже в одном из самых ранних исследований его положения и деятельности: работе В. Судейкина «Государственный Банк. Исследование его устройства, экономического и финансового значения». Понимая экономическое значение банка как его роль «в качестве регулятора денежного и кредитного обращения страны, распределителя капиталов и кредита, и банка-резерва для частных кредитных учреждений», автор отмечает негативное влияние государственного контроля: »…банк преследует главным образом финансовые или неизвестного рода политические цели». В итоге Судейкин приходит к выводу о чрезмерности влияния государственных интересов в осуществлении денежно-кредитной политики Государственного банка. И главную причину видит в «несовершенном банковском законодательстве».

Следует также отметить широкую практику так называемых «неуставных» ссуд, противоречивших уставу не только по размерам и срокам, но и по целям — они направлялись на поддержку крупного капитала. Такие операции производились по специальной докладной министра финансов и с разрешения императора. Подобное положение вещей выражалось не только в содержании операций банка, но и в части системы распределения прибылей.

Структура валовой прибыли по основным статьям дохода показывает, что по сравнению с другими, на протяжении пяти десятилетий удельный вес прибыли от учетной операции и коммерческого кредитования оставался самым высоким. Интенсивное развитие учетно-ссудных операций обусловило более чем шестикратное увеличение доходов от краткосрочного кредитования.

Второй важной статьей дохода со временем стали активные операции по вкладам в долговые ценные бумаги. Прибыль банка согласно уставу шла на погашение пятипроцентных банковских билетов2 и займов Государственного казначейства из кредитных «установлений»3, а также на составление резервного капитала для покрытия потерь по банковским операциям.

Прибыли банка определялись каждые шесть месяцев, окончательное распределение Совет государственных кредитных установлений утверждал раз в год — после рассмотрения годового отчета банка и высказанных министром финансов рекомендаций. Планировалось, что после достижения резервного капитала суммы в 30 млн. рублей вся прибыль банка будет направлена на погашение 5-процентных банковских билетов и займов Государственного казначейства из бывших кредитных установлений. После погашения тех и других вся прибыль должна была идти в распоряжение казначейства.

Структура управления Государственным Банком

По уставу Государственный банк создавался «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы», и на него были возложены следующие задачи:

  • платеж процентов и возврат капитала по вкладам, внесенным в бывшие кредитные установления и передаваемые банку по счетам долгосрочных ссуд;
  • платеж процентов по купонам4 5-процентных банковских билетов, производство тиража, объявление о номерах, вышедших по тиражу, платеж капитала по билетам, назначенным к погашению;
  • обмен кредитных билетов: ветхих на новые, крупных на мелкие и обратно, размен на звонкую монету, равно как прием монеты и слитков с выдачей за них кредитных билетов.

Затраты Государственного банка на ликвидацию дореформенных государственных банков в 1860 — 1910 (млн. руб.)5

На 01.01

Сумма затрат

На 01.01

Сумма затрат

На 01.01

Сумма затрат

1861

6,9

1870

154,1

1879

91,8

1862

73,7

1871

158,1

1879

68,9

1863

135,2

1872

159,8

1880

64,2

1864

165,3

1873

127,6

1881

53,6

1865

164,8

1874

122,2

1882

72,7

1866

105,1

1875

177,9

1883

63,0

1867

95,0

1876

110,2

1884

75,3

1868

137,3

1877

102,1

1885

4,8

1869

137,9

1878

105,3

 

Экспедиция Государственных кредитных билетов выполняла функции регулирования денежного обращения и эмиссионной деятельности (размен кредитных билетов на золото, обмен ветхих билетов) по поручению царского правительства. После создания Государственного банка это учреждение перешло в его ведение. Содержание же эмиссионной деятельности банка: выпуск в обращение и изъятие кредитных билетов — было ограничено директивами министерства финансов. Так что, хотя эмиссионная деятельность сегодня — обычная практика центральных банков в большинстве стран, «исторический возраст» ее невелик. В России, например, Государственный банк в полном смысле стал эмиссионным центром лишь после денежной реформы — этот статус определен Указом Николая II от 29 августа 1897 года.

К моменту создания Государственного банка кредитные билеты в обращении не соответствовали разменному фонду. Норма, установленная законом 1843 года, требовала, чтобы фонд был не ниже 16,6%, а к 2 июля 1860 года он составлял лишь 13,1%. Несмотря на столь удручающий показатель, правительство решило открыть свободный обмен кредитных билетов на золотые и серебряные монеты. Для этого решено было взять внешний кредит в размере 15 млн. фунтов стерлингов.

Структура валовой прибыли (в млн.руб.)6

1860–1869

1870— 1879

1880—1889

1890—1899

1900—1909

Итого

Отношение итога к общей валовой прибыли

Учет и коммерческие ссуды

40,4

82,1

114,8

133,5

262,4

633,2

58,9

Ссуды казенным учреждениям

8,8

38,7

26,2

5,2

3,9

82,8

7,7

Долги, покрытые прибылями

2,1

4,2

7,6

12,8

40,2

66,9

6,2

Процентные бумаги

7,7

13,4

23,6

25,3

33,8

103,8

9,6

Операции с заграничными банками

3,5

15,9

32,9

52,3

4,9

Перевод

1,9

4,8

7,3

7,8

9,1

30,9

2,9

Хранение

0,3

1,3

3,3

5,9

13,0

23,8

2,2

Комиссия

3,0

1,6

3,4

3,2

4,5

15,7

1,5

Прочие зачисления

2,0

2,8

5,6

14,5

28,0

52,9

4,9

Банковские операции казначейств

1,3

11,7

13,0

1,2

Общая валовая прибыль

66,2

148,9

195,3

225,4

439,5

1075,3

100

Свободный обмен начался 1 мая 1862 года, однако скоро стало ясно: спрос на золото полностью удовлетворить не удастся, и менее чем через год операцию пришлось свернуть, поскольку спрос на «звонкую монету» грозил полным истощением металлического фонда.

Таким образом, за год сумма кредитных билетов в обращении сократилась на 77,1 млн. рублей, разменный фонд — до 64, 8 млн. рублей и был уже более чем на 6% меньше установленной нормы в 10,2% общего числа выпущенных билетов.

Нормативное соотношение размера фонда и кредитных билетов — 26,8% —установилось лишь к 1869 году, но уже в

1877-м под бременем расходов на турецкую войну правительство вновь прибегло к усиленным выпускам кредитных билетов, что способствовало резкому падению национального курса рубля. За три года, с 1877-го по 1880-й, сумма выпущенных кредитных билетов выросла на 47,3% и достигла 1129,9 млн. рублей. Свободный размен кредитных билетов на золото был восстановлен лишь в 1895 году, чему предшествовали значительные меры по упрочению денежной системы: уничтожение части кредитных билетов и увеличение золотого фонда.

Функции Государственного банка России

Согласно статье 24 первого устава Государственному банку определялись следующие функции:

  • учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт;
  • покупка и продажа золота и серебра;
  • получение платежей по векселям и другим срочным и денежным документам в счет доверителей;
  • прием вкладов на хранение, на текущий счет, на процентное обращение;
  • производство ссуд;
  • покупка и продажа 5% банковских билетов и других государственных бумаг в счет доверителей;
  • покупка и продажа государственных бумаг на свой счет и на счет доверителей в пределах собственного капитала (агент правительства).

В этот период банк уже выполнял функцию «агента правительства». В таком качестве он проводил операции по ликвидации дореформенных госбанков и — в качестве «кассира Государственного казначейства» — участвовал в выкупной операции. Эти три основные функции сформировали роль Государственного банка, которую он играл в хозяйственной жизни в начале своего развития.

Операции в качестве агента правительства банк выполнял за счет средств казны, однако у Государственного казначейства не было достаточных ресурсов, поэтому банк направлял на погашение вкладов ликвидируемых казенных банков средства из собственной прибыли.

Средства Государственного банка России

Средства Государственного банка составляли его капиталы (основной и запасный), вклады (срочные и бессрочные), текущие счета (простые и условные) и суммы казны. Собственный капитал его на момент создания составлял 15 млн. руб. и был скорее гарантией стабильности его работы, чем источником средств для проведения операций. Столь небольшая сумма основного капитала была одной из причин, не позволявшей Государственному банку в полной мере достичь «уставных целей» — широкого кредитования торговли и промышленности и эффективного регулирования денежного и кредитного обращения. Нехватка средств побуждала банк к увеличению процентных депозитов, которые, в свою очередь, не находили должного применения. Понимание проблемы, которую несет незначительный размер собственного капитала, отразилось во втором уставе: основной капитал был увеличен вдвое.

Распределение чистой прибыли (в млн.руб.)7

Награды служащим

Покрытие лажа по золоту

Разные отчисления

Отчисления на увеличение капитала

Отчисления в доход казны

Итого

Отношение отчислений в доход казны к чистой прибыли

1860-1864

0,4

2,5

6,2

9,1

67,6

1865-1869

0,9

1,5

4,5

11,4

18,3

62,7

1870-1874

1,0

12,2

2,0

4,1

19,3

21,2

1875-1879

1,7

1,9

3,0

28,2

34,8

80,9

1880-1884

1,9

33,7

35,6

94,7

1885-1889

1,9

0,7

28,2

30,8

91,4

1890-1894

2,3

7,7

31,8

41,8

76,0

1895-1899

4,4

0,8

2,0

46,2

53,4

80,9

1900-1904

5,4

1,2

52,0

58,6

88,9

1905-1908

4,9

2,2

77,6

84,7

91,6

24,8

15,6

12,6

14,0

319,4

386,4

Отношение к итогу, %

6,4

4,1

3,3

3,6

82,6

100,0

Динамика изменения основного капитала банка выглядела следующим образом: с 1864 по 1865 год было открыто 24 дополнительных конторы и отделения, в связи с чем было принято решение увеличить капитал до 17 млн. рублей. В 1867-м — при 38 конторах и отделениях — увеличение еще на 2 миллиона, а к началу 1879-го основной капитал банка, имевшего уже 54 отделения, достиг 25 млн. рублей и оставался неизменным вплоть до принятия второго устава.

К концу 80-х годов число контор и отделений увеличилось почти вдвое, существенно расширилась и география его деятельности. Банку требовался гораздо больший объем собственных средств, чтобы отвечать потребностям в капитале и кредите развивающихся областей России и обозначить свою значимость и независимость как финансово-регулирующего органа. Авторитетные исследователи финансового и экономического значения Государственного банка Российской империи (Н. Петлин, В. Судейкин) отмечали катастрофически недостаточный объем собственного капитала банка, что тормозило развитие коммерческих операций и ставило под угрозу эффективное распределение финансовых ресурсов — а значит, развитие промышленности и торговли по всей стране. Поэтому в 1895 году, в соответствии с новым уставом, капитал был увеличен до 50 млн. рублей.

1. Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861-1892 годы). М., 1960.

2. Прежде чем приступить к образованию новых кредитных учреждений, необходимо было изыскать средства для ликвидации обязательств упраздненных казенных банков. Для этой цели 1 сентября 1859 г. было издано положение о 5-процентных банковских билетах, выдававшихся в обмен вкладных свидетельств казенных кредитных учреждений. Их могли приобретать только частные лица. Правительственным же учреждениям, дворянским, городским и сельским обществам, церквам, монастырям и другим благотворительным учреждениям такого права не было дано, и им приходилось довольствоваться 4-процентными непрерывно-доходными билетами.

3. Кредитные учреждения (Государственный коммерческий Банк, Государственный Заемный банк, Сохранные казны и т.д.).

4. Купоны 5-процентных банковских билетов — часть билета на получение доходов.

5. «Из истории государственной кредитной системы», рецензент Ю.А. Петров, с. 107.

6. Государственный Банк Российской империи. 1860-1916. Извлечение из отчетов.

7. Государственный Банк Российской империи. 1860-1916. Извлечение из отчетов.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *