Федеральный Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров

09, Ноя 2014 by Admin in административное право,договор       No Comments

Государева ока не будет

Когда создавался Федеральный Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, было много споров о том, что такая форма как “общественно-государственный” фонд российским законодательством не предусмотрена. В ст. 31 Федерального закона “О некоммерческих организациях” говорится, что органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать для реализации определенных задач учреждения и оказывать некоммерческим организациям разного рода экономическую поддержку. Но нет ни слова о том, что они могут создавать фонды, ни о том, что можно давать какие-то привилегии фондам определенного типа (это вообще прямо запрещено) – например, фондам защиты вкладчиков в ущерб, скажем, фондам озеленения городов. Для учреждения и регистрации ФОГФа поэтому потребовался специальный Указ Президента РФ и полгода убеждения чиновников из правительственных ведомств.

С региональными фондами будет все еще сложнее – для местных властей, вообще говоря, Указ Президента в этом вопросе – не указ. По Конституции РФ в этом вопросе они самостоятельны. Не случайно Указ Президента РФ не содержит никаких обязательных норм и санкций за их невыполнение – он состоит в основном из слов типа “рекомендовать” и “одобрить”. Такого рода документ мог подписать вообще кто угодно, например, Президент какого-нибудь АО или Ассоциации.

Кроме того, совсем непонятно, на какие средства будут существовать эти фонды и как они будут осуществлять компенсационные выплаты. Федеральный фонд, как известно, жил на средства займа, полученного от Всемирного банка, а компенсационные выплаты инвалидам ведет за счет средств, перечисленных ему из доходов от приватизации, в соответствии с Указом о его образовании. В Указе же о региональных фондах ничего такого нет. Надеяться на существенные взносы граждан и юридических лиц так же странно, как на компенсации за счет эффективной предпринимательской деятельности фондов.

Остается думать, что основной смысл Указа лежит в политической плоскости: на высшем федеральном уровне признано, что реализовать схему – Федеральный фонд в Москве с многочисленными филиалами на местах не удалось. Инициатива и контроль за процессом защиты прав вкладчиков в регионах окончательно отданы местным администрациям. А хорошо это или плохо покажет время.

Читайте также